Итак, дождались. Прокурор Международного уголовного суда в Гааге принял к предварительному расследованию дело о преступлениях против человечности, совершенных бывшими Президентом Януковичем, министром внутренних дел Захарченко и другими носителями властных полномочий украинского государства.

В ходе событий, происшедших в Украине с ноября 2013-го по февраль 2014-го года, незаконным вооруженным формированием милиции “Беркут, в тесном взаимодействии с бандами уголовных элементов, названных украинцами “титушками” (по фамилии одного из членов таких бандформирований), было убито и искалечено сотни участников мирных протестов и журналистов. В последние дни режима Януковича снайперы, находившиеся в подчинении власти, расстреляли более ста человек. Эти действия смело можно квалифицировать как преступления против человечности. Их масштаб поразил Европу, уже отвыкшую от ужасов балканских войн.

Результатом событий на Майдане 18-20 февраля 2014-го года стало бегство в Россию Януковича и его сообщников. Новым руководством правоохранительных органов они были объявлены в международный розыск, а на их активы наложен арест.

Насмерть перепуганные депутаты Верховной Рады, опасаясь за свои шкуры и бизнес, в авральном режиме приняли законы и постановления, определившие судьбу Украины. Они отстранили от власти Януковича, вернув незаконно узурпированные им конституционные права парламенту и назначив исполняющих обязанности Президента и кабинет министров. Также Верховная Рада по горячим следам обратилась с заявлением о расследовании преступлений режима в Международный уголовный суд в Гааге.

Стоит подробнее рассказать об этом институте. Международный уголовный суд (МУС) был учрежден в 1998-м году на основании устава, проголосованного в Риме 120-ю государствами, и начал свою работу в 2002-м году. Он является прямым последователем Международных трибуналов по Югославии и Руанде, после завершения которых мировое сообщество убедилось в необходимости создания постоянно действующего органа, в котором бы рассматривались дела, связанные с геноцидом, военными преступлениями и преступлениями против человечества.

На сегодняшний день Римский статут (устав) подписали 139 государств, ратифицировали же - только 115. Среди тех, кто его не ратифицировал - Россия и Украина.

Согласно уставу, МУС может рассматривать дела только в отношении стран, ратифицировавших устав или обратившихся с заявлением о признании юрисдикции суда в отношении совершенных на их территории преступлений, либо по обращению Совета Безопасности ООН.

Формально, неподписание Украиной Римского статута обосновывалось его несоответствием ст.124 Конституции, однако, непризнание компетенции МУС и признание решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) выглядит нелогичным, так как юрисдикция МУС напрямую связано с нарушением прав человека.

Тем не менее, основания для обращения Украины в Суд есть, и они описаны в статье 12 Римского статута, при наличии заявления о признании юрисдикции этого суда в отношении совершенных на ее территории преступлений. Это должен делать, в соответствии со статьей 106 Конституции Украины, только Президент. Поэтому обращение Верховной Рады в МУС не вполне соответствует положениям Конституции. Подпись исполняющего обязанности Президента Турчинова, в какой-то мере, разрешила эту коллизию, но, подчеркиваю, формально, противоречие есть, пока не избран новый законный Президент.

Римский статут определяет, что МУС дополняет национальные системы правосудия, ни в коем случае не заменяя и не подменяя их. Согласно 17-й статута, двумя основными критериями, которые дают право Суду принимать дело к рассмотрению, являются нежелание и неспособность государства вести расследование. Неспособность сразу же ставится под сомнение, так как на территории страны не действует режим чрезвычайного положения, судебная система не развалена и работает в обычном режиме. Что касается нежелания государства расследовать такое преступление, то, на момент подачи  заявления в МУС такое расследование в Украине НЕ ПРОВОДИЛОСЬ. Это могло (и может) стать формальным отказом в открытии дела, хотя существующая практика Суда показывает, что это несоответствие может быть признано несущественным, в связи с тем, что причины неспособности государства-заявителя вести расследование в Римском статуте детально не раскрыты.

Признание Верховной Радой Украины юрисдикции МУС по конкретному делу не означает, что будет начато расследование по фактам, указанным в обращении. Для начала Суд проводит процедуру предварительного расследования Прокурором на соответствие статьи 17 Статута и наличия оснований для детального расследования. В обращении Верховной Рады не были приведены доказательства совершения преступлений, поэтому рассматривающий дело прокурор Фату Бенсуда, скорее всего, потребует дополнительную информацию, документы и доказательства у украинской стороны, органов ООН и неправительственных организаций.

После сбора материалов и проведения предварительного расследования Прокурором Палата предварительного рассмотрения может принять решение о начале полного расследования или отказе о выдачи санкции Прокурору на его проведение. Так как МУС действует в рамках международных соглашений и принимает во внимание все политические аспекты дела, есть серьезные шансы, что оно будет принято к производству и расследовано в полном соответствии с процедурой МУС.

Полное расследование дела может затянуться на несколько лет, и, даже если решение о наказании виновных будет принято, оно будет действовать только на территории государств, ратифицировавших устав. Янукович и его сообщники скрываются на территории России, которая его не ратифицировала, однако, все их активы находящиеся на территории стран, ратифицировавших Римский статут, окажутся под ударом, кроме того, любая из этих стран может выдать приказ об их аресте и выдаче Международному суду.

Решения Суда не имеют срока давности и не дают иммунитета первым лицам государств. Бывший президент Югославии Слободан Милошевич тщетно ожидал помощи от России - она его сдала Международному Трибуналу по Югославии с потрохами.

И, поэтому, нас ожидает захватывающий юридический спектакль, цель которого - наказание виновных в массовых убийствах украинских граждан во время Евромайдана, а цепочки, которые распутает суд, могут привести к лицам, которые сейчас убеждены, что их минет карающий меч европейского правосудия.

Судя по всему, в результате состоявшихся президентских выборов в Украине, система не изменится, тем не менее, под давлением Европы украинские власти будут вынуждены расследовать преступления режима. Нежелание может спровоцировать еще один Майдан и он будет беспощаден к тем, кто взгромоздился сейчас на табуретки.

Хотят ли этого те, кто сейчас при власти? Вопрос, более чем, неоднозначный.

Приношу свои благодарности Ивану Кожевникову из юридической фирмы “Паритет” за помощь в подготовке материалов.