В одном шаге от преступления: популярные махинации при банкротстве
Несовершенство законодательствапро банкротство в Украине открывает возможности для различных злоупотреблений входе этой процедуры. Самыми распространенными целями этих махинаций являются:
1. Вывод активов;
2. Рейдерский захват;
3. Уход от уплаты по обязательствам;
4. Ликвидация проблемного предприятия.
Давайте рассмотрим их подробнее.
- Вывести активы. Здесь всеупирается в арбитражного управляющего – в сегодняшних условиях он нередкопопадает под влияние должника, начиная действовать в его интересах, в ущербкредитору. Контролируя продажу активов, арбитражный управляющий организовываетих продажу или «дружественной» компании, или обеспечивает реализацию повыгодной для своих заказчиков цене, которая, как правило, значительно меньшереальной стоимости этих активов.
- Рейдерство через банкротство.После принятия антирейдерских законов, банкротство неожиданно превратилось вдейственный рейдерский инструмент, посредством которого можно захватитьпредприятие. Делается это просто: скупаются долги, причем особенным интересомпользуются те, по которым есть решения суда про взыскания, после чегоинициируется банкротство компании. Как и в предыдущем случае, многое зависит отарбитражного управляющего, которого теперь контролируют рейдеры. С его помощью всеактивы фирмы переходят к кредиторам, а сама компания ликвидируется. Отбиться оттакой рейдерской атаки очень сложно, долго и дорого. Хотя нередко объектвнимания рейдеров даже не осознает, что его атакуют, поэтому вообще никакихдействий в свою защиту не предпринимает.
- Избавиться от долгов. Посредствомбанкротства действующее сегодня законодательство позволяет должнику легко уйтиот уплаты долгов. Делается это просто: согласно ст.45,5 Закона про банкротство,требования кредиторов, которые нельзя погасить ввиду отсутствия имущества или приего недостаточности, считаются погашенными (то есть списанными). Поэтомунередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда уже в процессе банкротствавыясняется, что залоговое имущество имеет существенные недостатки или вообщеотсутствует. Например, если это сельскохозяйственная техника, то она требуетдорогостоящего ремонта и запчастей, и стоимость его из-за этого очень низкая.Следовательно, погасить требования кредиторов нельзя, но закон есть закон ипоэтому задолженность списывается на законных основаниях.
- Ликвидировать предприятие. Всамой по себе ликвидации предприятия с долгами ничего плохого нет, особенноесли бизнес уже неактуален и убыточен. Но эта, бесспорно позитивная стороналиквидации через банкротство, имеет и обратную сторону, когда банкротствостановится способом ликвидировать проблемную компанию без налоговых проверок.Этой опцией пользуются как действительно непорядочные дельцы, так и нормальныепредприниматели, которые при ликвидации фирмы не хотят связываться с налоговымипроверками всей деятельности предприятия с момента его основания. Еще одна проблемаздесь в том, что репутация нашей налоговой сама по себе отпугиваетпредпринимателей – покажите хотя бы одного бизнесмена, который в здравом уме захочетс нею связываться? Вдобавок, самое забавное здесь то, что, что иногдаобанкротить и закрыть компанию по времени выходит куда быстрее, чем проходитьналоговую проверку при обычной ликвидации.
Подчеркну, что все это делаетсяпутем нехитрых манипуляций с законом, и, как правило, негативных последствийдля организаторов не имеет. Существование подобных возможностей и являетсяглавной причиной того, почему у нас не достигается главная цель банкротства: восстановлениеплатежеспособности предприятия, что и показывает анализ результатов банкротствв Украине. Так, лишь 9 % украинских банкротств в итоге приводят квосстановлению платежеспособности фирм (тогда как в Европе – не менее 60 %).Есть и другая интересная статистика: с каждого заявленного в качествеобязательства доллара у нас возвращают только 8,6 центов. Для сравнения – вЗападной Европе этот показатель достигает 72%, а в Восточной Европе иЦентральной Азии – 37,7 %.
Изменить положение можетизменение закона про банкротство, о котором говорят уже несколько лет, нотолько далее разговоров и обсуждений речь пока не заходит. Однако будемнадеяться на лучшее.