Новая модель энергетики как наше обязательство перед Европой
Процесс освещения реформ энергетики внекоторых отечественных СМИ порой вызывает недоумение. Пользуясь тем, чтобольшинство обывателей не особо разбираются в причинно-следственных связяхпроисходящих изменений, отдельные журналисты, не стесняясь, манипулируют мнениемчитателей. Особенно ярко это проявляетсяв статьях на тему реформирования электроэнергетики.
За примерами далеко ходить не надо. Нетак давно пресса активно обсуждала вступление в силу соглашения об условияхприсоединения Украины к энергетической системе Европы ENTSO-E. Несмотря на неоднозначностьоткрывающихся перед страной перспектив СМИ сразу же объявили данное событиенесомненной «перемогой».
А вот то, без чего нашей отраслидействительно не выжить в создавшихся условиях, – стимулирующее тарифообразование– те же издания преподносят исключительно как «зраду», сочиняя небылицы овзаимосвязи этой реформы с потенциальным ростом тарифов. Хотя оба этихизменения неразрывно связаны между собой. И присоединение к европейскойэнергосистеме, и RAB-регулирование являются звеньями одной цепи. Одноневозможно реализовать без другого, так как перечисленные нововведения являютсячастью обязательств Украины перед Европой, причем зафиксированных сразу внескольких стратегических документах.
Начнем с того, что Директива 2009/72/ЕСпрямо говорит о принципах стимулирования при реализации тарифной политики. Этоозначает, что выбрав путь синхронизации своей энергосистемы с европейской,Украина подтвердила: переход на стимулирующее тарифообразование дляраспределительных компаний является лишь вопросом времени. Помимо этого,необходимость введения RAB-регулирования предусмотрена и в Коалиционномсоглашении, и в Плане мероприятий по выполнению Программы деятельности КабинетаМинистров Украины, и в Стратегии устойчивого развития «Украина-2020», и в новойЭнергостратегии Украины до 2035 года. Соответственно, говорить о стимулирующемтарифообразовании как об очередной «страшилке» и «задумке жадных облэнерго» неимеет смысла. Это решение государственного масштаба, к которому нас, и надоотдать должное за это, подтолкнула сама Европа.
Почему же наши западные коллеги уверены,что RAB-регулирование так необходимо Украине? Все просто – нам предлагают ужеготовое решение, которое европейцы опробовали на собственных энергосистемах.Как я уже неоднократно отмечал, этот механизм показал свою эффективность вВеликобритании, ставшей одним из пионеров введения стимулирующеготарифообразования. Позже аналогичная реформа была проведена во многих странах.Среди тех, кто сегодня использует данную систему тарифообразования, всегосударства – члены ЕС. К ним такжеприсоединились Канада, США, Австралия и другие.
Да и отечественные эксперты несомневаются в безальтернативности RAB-регулирования, особенно с учетом реалийнынешнего положения дел в отрасли. А оно, мягко говоря, печальное. Уровеньтехнического износа инфраструктуры низковольтных электросетей, через которыепоставляется электроэнергия 90% отечественных потребителей, в зависимости отконкретного региона составляет 60% и более. Другими словами, вся системамедленно, но уверенно приближается к краху. Исправить ситуацию могутинвестиции, привлечь которые невозможно без соответствующего реформирования.Ведь это стало очевидным не сегодня и даже не вчера. Впервые вопрос введенияRAB-регулирования стали серьезно рассматривать еще четыре года назад. Перваяпопытка перехода на стимулирующее тарифообразование была предпринята НКРЭКУ в2013 году, тогда предлагалась ставка прибыльности 0%. Ни одна из компанийдистрибуции не смогла принять такие условия. Позже несколько попытокпредпринималось в 2016 году, однако НКРЭКУ постоянно переносила сроки. Теперь жерегулятор ориентирует энергокомпании на новую дату перехода на RAB – с января2018 года.
Честно говоря, дальше затягивать процессреформирования невозможно. Все попытки противодействия этому являются банальнымпопулизмом. Но те, кто занимается подобного рода спекуляциями иманипулированием общественным мнением, должны отдавать себе отчет: речь идет нетолько о функциональности отечественной энергосистемы, но и об обязательствахнашей страны перед Европой.