Украине танки "Leopard 1", России чипы для танков
Отель «Украина» в Чернигове
Одно из направлений сегодняшней политики - с помощью санкций заставить противника сдаться и в результате избежать военных действий, уходит своими корнями в начало 20-го века и исходит от президента Вудро Вильсона, который еще в 1910 году рекомендовал экономическую войну как высшую меру:
«Нация, которую бойкотируют, — это нация, которая находится на грани капитуляции. Примените это экономическое, мирное, молчаливое, смертоносное средство, и не будет нужды в силе. Это ужасное средство. Это не стоит жизни за пределами бойкотируемой нации, но оказывает давление на нацию, которому, по моему мнению, не может противостоять ни одна современная нация».
Габор Штайнгарт — один из самых известных журналистов в Германии, который издает информационный бюллетень The Pioneer Briefing в качестве противовеса предположению Вудро Вильсона о действенности санкций приводит высказывание социал-демократа Эгона Бара, который возглавлял штаб планирования в министерстве иностранных дел Вилли Брандта. По мнению Штайнгарта термин "ценностно-ориентированная внешняя политика" никогда не пришел бы Эгону Бару в голову, который в беседе со школьниками в рамках "Недели чтения Вилли Брандта" в Доме Фридриха Эберта в Гейдельберге 3 декабря 2013 года сказал: "Международная политика никогда не бывает связана с демократией или правами человека. Речь идет об интересах государств. Помните об этом, что бы вам ни говорили на уроках истории".
Исходя из этого, штайнгарт пишет статью: «Почему санкции США бьют не по Путину или Си, а по нам?».
В ней он отмечает, что «за очень короткое время Путин смог приспособиться к обходу санкций и приобрести новых партнеров по импорту и экспорту. Весь мир заинтересован в российской нефти и газе. Крупнейшая в мире демократия - Индия - занимает место маленькой немецкой демократии в качестве покупателя ископаемых продуктов. На 2024 год Российская Федерация ожидает - согласно текущему прогнозу Международного валютного фонда - экономического роста в 2,1 процента, что значительно выше, чем у Федеративной Республики Германии с 1,4 процента».
Что же это получается, не прав был Вудро Вильсон?
Конечно, если подходить к выполнению санкций с точки зрения немецкого социал-демократа Эгона Бара и ставить интересы государства выше какой-то там демократии и каких-то прав человека, и продолжать торговать с преступными режимами или просто закрывать глаза на несоблюдение санкций, то, да, никакие санкции ничем и никому не помогут.
Именно такое сегодня и происходит.
Спустя почти год после российского вторжения в Украину Россия продолжает получать технологии из западных стран, несмотря на санкции ЕС. Согласно исследованию Monitor, решающую роль в этом играют третьи страны, такие как Турция.
В центре промышленной зоны в городе Керпен, недалеко от Кёльна, находится штаб-квартира компании Smart Impex. Бизнес, который ведет эта фирма, взрывоопасен. Незадолго до начала войны, отсюда в Москву продавались технологии, которые имеют большое значение для российской армии: электронные компоненты, которые подходят, например, для компьютеров, но, очевидно, также и для оружия, которое используется в войне в Украине. Продажа этих компонентов документирована таможенными данными, имеющимися в распоряжении Monitor. Российская компания-получатель была основана Ярославом З., который, как это ни удивительно, также является акционером немецкой компании. Незадолго до начала российской агрессивной войны в Украине прямые продажи в Россию были прекращены. Но, как показывает исследование Monitor, продажа этих электронных компонентов через Турцию, очевидно, продолжалась и во время войны.
"По мнению экспертов, такие электронные компоненты играют решающую роль в войне. Они также содержатся в ракетах, которые разрушают дома, уничтожают школы и больницы в Украине. "Они лежат в основе российского оружия", - говорит Джеймс Бирн из британского аналитического центра по вопросам обороны и безопасности RUSI. Сотрудники RUSI на местах в Украине неоднократно находили западные компоненты в обломках.
Согласно информации, полученной немецким изданием WELT, в статье: «Немецкие микросхемы в танках Путина? Разочаровывающий баланс правительства Германии», также говорится, что в уничтоженных российских военных машинах были найдены чипы, которые используются, в частности, в бытовой технике немецких производителей.
Однако после начала войны компания Smart Impex прекратила продажи в Москву. Как показало исследование, проведённое Monitor, после 24 февраля 2022 года в таможенных данных товаров, действительно отсутствуют продажи из Германии. Но, вместо немецкой Smart Impex в списках импорта неожиданно появляется турецкая компания AZU International, основанная в Стамбуле через несколько недель после начала войны. Соучредитель: Гёктюрк А., который также является управляющим директором и акционером бывшего немецкого поставщика Smart Impex. В прошлом году турецкая компания продала Москве на более чем 20 миллионов долларов США именно те компоненты, которые ранее были закуплены в Германии.
Судя по всему, немецкая компания - не единичный случай: после начала агрессивной войны России объем экспорта Турции в области "полупроводников и электронных схем" практически взорвался: с примерно 300 000 долларов США в 2021 году до, более чем 86 миллионов долларов США в 2022 году.
В этом ничего удивительного нет.
30 октября 2022 года New York Times та опубликовала статью: «Как Россия платит за войну», в которой на примерах разных стран показывает, как изменилась их торговля с Россией после ее вторжения в Украину.
Приведённые ниже таблицы, в которых зафиксирован среднемесячный объем торговли после вторжения по сравнению со средним показателем за предыдущие 5 лет, свидетельствуют, что у таких стран, как Китай, Индия и Турция отмечался значительный рост торговли с Россией.