Судьба Украины была предрешена 9 ноября 2013 года
Прежде чем ответить на этот вопрос перенесёмся в год 2008. В этом году, как известно, Джорж Буш предложил принять Грузию и Украину в НАТО. Франция и Германия были против этого. Эти страны были не главные в НАТО, а вот в ЕС им принадлежит главенствующая роль. А у ЕС на Украину и другие страны тогда были другие планы.
В 2009 году ЕС предложил Украине, а также Армении, Азербайджану, Грузии, Молдове и Беларуси "Восточное партнерство", что предусматривало свободную торговлю и финансовые вливания в обмен на демократические реформы. Планируемые соглашения о партнерстве должны были обеспечить безвизовые поездки, снизить таможенные пошлины и ввести европейские стандарты. Всё это было в первую очередь в интересах ЕС. Однако при этом членство в ЕС не предлагалось, потому что в этом случае ЕС брало на себя уже определенные обязательства, которые были не в пользу богатых стран этого содружества.
ЕС полагался на свою харизму, на свое великое обещание процветания, свободы и демократии. Одновременно с этим речь шла также об ограничении влияния России, хотя и менее открыто выраженном, и определении того, насколько далеко Европа простирается на Восток. Для России на карту поставлен не только геополитический вес Украины, но и сам регион, который тысячу лет назад был ядром Российской империи.
Поначалу казалось, что рациональные аргументы европейцев могут возобладать над угрожающими жестами России. Пропагандируемый Москвой "Евразийский союз", говорилось тогда, согласно внутреннему анализу ЕС, серьезно ограничит суверенитет Украины. Киеву говорили, что Украина больше не сможет заключать другие соглашения о свободной торговле без согласия Москвы. Союз с Москвой будет носить исключительно брачный характер, ЕС, с другой стороны, предлагает интенсивную дружбу, которая, однако, позволит Украине вступать в другие союзы.
Беларусь сразу разочаровала надежды ЕС, избив демонстрантов. Армения тоже вышла из игры. Оставалась Украина - основная страна "Восточного партнерства".
Как это ни удивительно, но именно Янукович, которого все считали марионеткой Кремля, провел множество реформ, которых требовал ЕС. Были модернизированы судебная система и уголовное законодательство, снижены торговые ограничения, освобождены некоторые политические заключенные. "Он провел больше реформ, чем предыдущее прозападное правительство при Тимошенко", - говорил один из переговорщиков ЕС.
У себя в стране, в своей партии регионов он выкручивал руки тем людям, которые выступали против подписания соглашения о «Восточном партнерстве». Более того, он готов был освободить Юлию Тимошенко, которая уже два года находилась в тюрьме. А одно из условий ЕС было её освобождение.
Оставалось всего ничего, подписать 900-страничное соглашение об ассоциации в Вильнюсе, своего рода договор о взаимодействии с ЕС. Но этого не произошло. Почему?
Этому предшествовали месяцы препирательств между Москвой и Брюсселем, напоминающие времена холодной войны. В итоге российский президент, как говорят, пообещал Януковичу несколько миллиардов евро в виде субсидий, списание долгов и беспошлинный импорт. ЕС предлагал кредит в размере 610 миллионов евро, который был увеличен в последний момент; плюс туманная перспектива получения кредита в миллиард евро от МВФ.
К сожалению, никто из ведущих европейских политиков не использовал свой вес в на международной арене; ни Меркель, ни президент Комиссии Жозе Мануэль Баррозу не полетели в Киев, чтобы убедить колеблющегося президента.
А вот Россия поступила иначе. После нескольких лет ухаживаний, после нескольких месяцев обещаний и угроз, 9 ноября президент России Владимир Путин сделал решающий шаг. Он пригласил Виктора Януковича, президента Украины, на переговоры на подмосковный военный аэродром. Эта встреча была настолько секретной, что в России сначала отрицали, что она вообще состоялась. Именно в этот день, 9 ноября 2013 года Путин, вероятно, скрепил союз с Януковичем - и тем самым опередил своих соперников в Брюсселе.
О чём там говорилось и какие аргументы или угрозы выдвигала российская сторона, могут сказать только участники переговоров, но именно после этой встречи Янукович сделал выбор в пользу миллиардов Путина и отказался от подписания соглашения о «Восточном партнерстве».
Возможно, Януковичу намекнули на то, что в случае заключения соглашения с ЕС его шансы на переизбрание в 2015 году будут ничтожны, потому что в то время Украина погрузилась в рецессию и вскоре могла оказаться неплатежеспособной. Рейтинговые агентства неоднократно понижали кредитный рейтинг страны. Более того, Украина зависела от российского газа, а Россия уже трижды отключала кран зимой.
Именно поэтому Януковичу нужен был президент Путин, который тогда недвусмысленно давал понять, какие последствия будет иметь соглашение об ассоциации. В августе, например, все грузовики из Украины, которые хотели провезти товары через границу в Россию, подвергались тщательной проверке. Украинскому олигарху Виктору Пинчуку больше не разрешали импортировать стальные трубы, Порошенко не разрешали продавать свой шоколад.
Таким образом, с 2011 года экспорт сократился на четверть. А ведь треть украинского экспорта шла тогда в Россию и другие государства бывшего Советского Союза, 25 процентов - в ЕС. Россия также пригрозила, что в будущем украинцам придется оформлять визы.
Кремль не оставлял тогда сомнений в том, что преследование может стать постоянным.
Очевидно поэтому, в согласии с Кремлем, украинские олигархи обратились к Януковичу - через три дня после тайной московской встречи - с просьбой отложить ассоциацию с ЕС на год.
Неизвестно, пришлось ли Путину произносить все эти угрозы на встрече с Януковичем. Предположительно, в этом уже не было необходимости. Янукович также понимал это так: Его единственный шанс на политическое выживание - на стороне России.
В то же время угрозы сопровождались обещаниями: Путин пообещал Януковичу кредиты, более низкие цены на газ и списание долгов с "Газпрома", которому Украина задолжала 1,3 миллиарда долларов.
Но на этом события не закончились.
12 декабря 2013 года, после встречи с комиссаром ЕС по вопросам расширения Штефаном Фюле вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов заявил, что его страна в ближайшее время подпишет Соглашение об ассоциации, не говоря о сроках.
Сотни тысяч сторонников прозападного курса Украины выходят на демонстрацию в Киеве. Но в столице собираются и тысячи сторонников президента Януковича.
17 декабря 2013 г : После встречи с Януковичем президент России Путин объявляет о финансовой помощи Украине. Россия планирует скупить украинские государственные облигации на сумму 15 миллиардов долларов. В то же время Украина в будущем будет платить примерно на треть меньше за импорт газа из России, что сэкономит стране около семи миллиардов долларов в год.
Янукович заключил брак с Путиным, но он был не по любви, а по расчёту.
Что было дальше – истории известно.
Но вернемся в наши дни. Украину допустили на старт гонки за участие в ЕС.
Представим себе: легкоатлета, которому разрешили участвовать в забеге, где на финише, в качестве приза, будет членство в ЕС. Бегун задаёт вопрос: а какова дистанция: 10, 15 или может вообще 40 километров? Ему говорят, что этому никому неизвестно. Всё будет зависеть от него, как быстро он будет бежать, соблюдая при этом от 30 до 60 параметров, которые приняты у судей. Даже если он всё выполнит, то нужно будет, чтобы все 27 судей остались довольны его бегом. Если даже один будет против, то ему придётся бежать дальше.
И в качестве примера приводят такие страны:
Турция уже 23 года кандидат на членство в ЕС.
На недавнем «историческом саммите ЕС» два западно-балканских государства Северная Македония и Албания, после 17 и 8 лет ожидания в качестве постоянных кандидатов на вступление, все еще не могут надеяться даже на начало переговоров о присоединении.
При этом Болгария была единственной страной, которая выступила против этого по внутренним причинам. Но этого было достаточно, потому что требовалось единогласное решение.
У меня вопрос – а почему Великобритания вышла из ЕС?