Одно высказывание Наполеона Бонапарта напомнило мне о годах молодости. Будучи студентами, в сентябре, в начале учебного года мы ездили в колхозы, помогать крестьянам убирать урожай. В одном из таких колхозов после планерки его председатель всегда говорил водителю автобуса, который развозил колхозников на разные участки: «Сначала отвезешь людей, потом приедешь за студентами». Мы, молодые и юные, начитавшись книг Евгения Викторовича Тарле и Альберта Захаровича Манфреда о Наполеоне Бонапарте, шутили по этому поводу, говоря, хорошо, что председатель колхоза не Наполеон, а то могло бы прозвучать что-то такое, как: «СОЛДАТЫ, СТРОЙТЕСЬ В КАРЕ! ОСЛЫ И УЧЕНЫЕ — В СЕРЕДИНУ!». Такой приказ, как писал академик Тарле, означал «желание обезопасить прежде всего наряду с драгоценнейшими в походе вьючными животными также и представителей науки; несколько неожиданное сопоставление слов получилось исключительно вследствие обычного военного лаконизма и необходимой краткости командной фразы».

 

Евгений Викторович Тарле - российский и советский историк, педагог, академик АН СССР.

Я же, в этой связи, хочу обратить внимание на такой факт. Наполеон Бонапарт отправляясь на Восток, чтобы завоевать его, взял с собой 175 ученых, так как понимал, что для того чтобы упрочиться на Востоке его следовало основательно изучить. То есть он не только понимал, что одного оружия и простого захвата будет явно недостаточно, чтобы править на захваченных территориях, надо знать все о жизни там, а для этого надо слушать ученых. Не видите ли вы в этом одну из причин того, что мы потеряли Крым и никак не решим вопрос с Донбассом. Может это происходит потому, что решением этих проблем занимаются политики, которые и создали эти проблемы и которые по большому счету не заинтересованы в их решении и которые не слушают ученых.

Они, эти политики думают, что знают и понимают проблемы людей Крыма и Донбасса. А как на самом деле? Здесь я снова хочу привести выдержку из своей статьи «Актуальна как жизнь» опубликованной в журнале «Народное образование» в первом номере в 1993 году. «В 20-е краеведение называли родиноведением. Мы знаем, что у немцев был Гете, у русских – Пушкин, у англичан - Шекспир, у итальянцев – Данте, у испанцев – Сервантес. Но многие ли наши ученики, когда из дня в день расширяется география нашей трагедии, могут продолжить: у литовцев - …калмыков… киргизов… казахов… и т. д. Поучительны в этом отношении воспоминания Ю. Нагибина: «Когда я уходил на войну, я взял с собой книги трех поэтов: Тютчева, Мандельштама и Гете – в подлиннике. Я знал немецкий язык с семи лет, любил образ Германии. И мне было страшно, что его в моей душе заменит образ фашизма и я возненавижу немецкий народ. У меня погибли почти все друзья, некоторые – почти на моих глазах. От этого чувства я лечился немецким Гете».

Я постоянно помню и вспоминаю об этих словах, когда читаю или слышу когда очередной или очередные … (написать нужные слова вместо точек предоставляю право каждому читателю) начинают борьбу с каким-либо языком, отождествляя язык не с достоянием народа и его умами, а часто с убогими политиками.

Когда я писал о колхозе и о Наполеоне Бонапарте, то вспомнил еще одну шутку о связи между лидером и животными. Речь пойдет о Генеральном секретаре ЦК КПСС Никите Сергеевиче Хрущеве. Однажды он, вместе с членами Полютбюро ЦК КПСС и партийным активом одной из областей, посетил свиноферму. Журналист сделал снимок и прислал его в газету. Главный редактор ночь не спал, не зная как подписать эту фотографию.

«ТОВАРИЩ ХРУЩЁВ СРЕДИ СВИНЕЙ»! или

«ТОВАРИЩ ХРУЩЕВ В КРУГУ СВИНЕЙ» а может

«СВИНЬИ ОКРУЖАЮТ ТОВАРИЩА ХРУЩЁВА!»

Одна беда, ведь на фотографии были не только свиньи и Хрущев, но и члены Политбюро с областным партийным активом. Кто и что мог бы подумать о таких подписях. И чтобы не навлечь на себя неприятностей он написал: «ТРЕТИЙ СПРАВА — ТОВАРИЩ ХРУЩЕВ!»

 

А какую подпись поставили бы вы

Но вернемся к заголовку статьи, к тому, чему политики научились и могли бы научиться у Наполеона Бонапарта. Я сделал подборку цитат, каждая из которых, с моей точки зрения, имеет большой смысл и знание которых, очень помогло бы политикам в их деятельности. Вы можете сами определить, прав я, или нет, прочитав их.

Наполеон Бонапарт верил в то, что:

«Самый простой способ держать свое слово, не давать его».

 «Все революции идут из желудка».

«В войне и любви все разрешено».

Узнал, что:

 «Я узнал что- то смешное о людях. За ордена и пестрые ленты они готовы умереть».

«Народу нужна религия. И эта религия должна находиться  в руках правительства».

Утверждал, что:

«Войну легче начать, чем закончить».

«Общество не может существовать без экономической несправедливости, а экономическая несправедливость без религии».

«В мире существуют две силы: меч и дух. В конечном итоге побеждает дух».

«Чем  хуже как человек, тем лучше как солдат».

«Есть два мотива человеческого поведения:  корысть и страх».

«От смешного до трагического один шаг».

« Самое плохое из всех вещей – нерешительность».

Говорил о политике:

 «Политика – это канат, который разрывается, если сильно натянут».

«Настоящая политика это ни что иное как, просчитывание комбинаций и шансов».

«Чем беспомощнее политики противостоят возникшим проблемам, тем больше это сказывается на колебаниях валют, процентов и курсов акций, так как человек борется ожесточенней за свои проценты, чем за свои права».

Напоминал:

«Ты не можешь слишком часто сражаться с одним врагом; так как таким образом ты учишь его искусству войны».

«Сражение можно начинать только тогда, когда нет другого выбора, так как успех в битве по своей натуре сомнителен. Но с того момента, как начинается борьба – вы обязаны либо победить либо умереть».

Убедился в том, что:

«Искусство, быть одновременно дерзким и умным – это залог успеха.»

 «Сила патриотов основана на их согласии».

«Слабость высшей власти – это страшнейшее несчастье народов»

«Шпион в нужном месте – заменяет 20000 человек на фронте».

Говорил, что:

«Мы здесь затем, чтобы общественное мнение направлять, а не для того, чтобы его обсуждать».

«Религия это то, что не дает бедным уничтожить богатых»,

«Народом можно только тогда руководить, когда показываешь ему будущее; руководитель – это торговец надеждами».

«Я предпочитаю иметь лучше врагов чем сомнительных друзей».

Советовал:

 «Никогда не мешай своему врагу, когда он делает ошибки».

«Ученые и интеллектуалы для меня как кокетливые дамы. Их нужно посещать, беседовать с ними, но  жениться на них и назначать их министрами нельзя».

«Кто хочет разрушить людей, тот должен им все позволить».

Понял:

«Не коалиция меня разрушила, а мои прегрешения против либеральных идей».

«Кто возражает, не опасен. Опасен тот, кто боится возразить».

«Не тех надо бояться, у кого другое мнение есть, а тех, у кого оно есть, но они боятся его высказать».

«Народ, который в состоянии все сказать, вскоре будет в состоянии все сделать».

«У кого есть молодежь – у того есть будущее».

Сделал жизненный вывод:

«Александр Великий, Цезарь и я создали большие империи с помощью насилия, но после нашей смерти у нас нет ни одного друга. Иисус Христос основал свой мир на любви и сегодня миллионы людей готовы добровольно пойти за него на смерть».

А также предвидел:

«Китай – это спящий лев. Пусть спит! Если он проснется, то сведет мир с ума».

Прочитав это, теперь вы сами можете определить – учитывается ли этот опыт Наполеона современными лидерами разных государств.