Ангела Меркель выступает на конференции по безопасности.

Не только история, но и житейская мудрость постоянно напоминают нам, что в любом споре, любом конфликте не бывает виновной только одна сторона. Виноваты все, только степень вины разная. В том, что происходит в Украине и с Украиной виноваты сами украинцы. Не люди во власти, а украинцы, которые позволили этим людям прийти к власти и позволяют им делать то, что они делают, то ли с их молчаливого согласия, то ли с их одобрения. Почему я об этом пишу, и какое это имеет отношение к мюнхенской конференции по безопасности?  Самое прямое. На конференции косвенно было сказано, что проблемы Украины никого не волнуют, вы заварили кашу, вы ее и расхлебывайте.

Показательным в этом отношении стала речь канцлера Германии Ангелы Меркель, которая неоднократно прерывалась аплодисментами и по завершении которой (речи) зал, в котором было более 600 человек, встал, кроме одного человека и долго аплодировал Ангеле Меркель.

В чем причина такой реакции на выступление Ангелы Меркель? Со своей стороны я бы охарактеризовал это следующим – то, что у многих было на уме, в Мюнхене, у Ангелы Меркель, было на языке, то есть в ее речи. Все уже знакомы с ее содержанием, поэтому нет необходимости говорить об этом. Лейтмотивом выступления Ангелы Меркель было – «Германия first», вы не ослышались, именно в духе Дональда Трампа 'America first, America first. Это касается и санкций против Ирана, и новых пошлин на продукцию автомобильных немецких компаний, и величины военного бюджета до 2-х процентов, и санкций против России и главное «Северного потока – 2».

Чего бы Россия не делала и не сделала: захват Крыма, вооруженный конфликт в Донбассе, отравление неугодных ей людей по всему миру, Германия будет сотрудничать с Россией, потому что ей это выгодно - «Германия first». Ну что же, справедливо. Для США на первом месте стоят американцы, для России – россияне, так почему же для Германии на первом месте должны стоять интересы третьей стороны, Украины, например? И реакция зала, о которой было сказано выше, показала, что так думают если и не все, то подавляющее большинство.

Майк Пенс и Ангела Меркель

Чтобы понять суть и содержание речи Ангелы Меркель, надо обратить внимание на то, с каким восторгом она была воспринята в России. Вот с этой точки зрения подходит к рассмотрению этого вопроса политический корреспондент в России Фридрих Шмидт, в своей статье «Трубопроводный привет из Мюнхена». Так как ее содержание дает возможность понять, почему именно так я озаглавил свой пост, здесь представлен ее перевод.

«Когда Запад спорит, Москва радуется. Ссоры и раздоры, на Мюнхенской конференции по безопасности, предоставляют создателям контролируемого Кремлем телевидения материал для их миллионной аудитории без необходимости переворачивать реальность. Это можно было увидеть в воскресенье вечером в одной из важнейших государственных программ - "Новости недели". В сообщении о Мюнхенской конференции говорилось о русском герое и немецкой героине, и о политиках из Украины и США в роли нахалов и болванов (Rüpel und Tölpel).

Домашним героем был министр иностранных дел Сергей Лавров. Говорили, что он каждую минуту проводил двусторонние встречи в Мюнхене. Вывод заключался в том, что Россия не является "изолированной" на международном уровне. До сих пор, как обычно: это было основной идеей на протяжении многих лет. Но, дополнительно, зрители "Новостей недели" смогли насладиться ответом Лаврова на вопрос  газеты Washington Post, который глава конференции Вольфганг Ишингер зачитал министру. Вопрос был (согласно переводу государственного телевидения с английского), как отговорить сирийского тирана Башара Асада от нападений на его людей. Министр: «В любом случае, вы пишите, что вам нужно, поэтому начните с этого». Ишингер пошутил, что с такими короткими ответами можно задавать больше вопросов, и это хорошо. Лавров сказал, что может ответить еще короче. Немцы и русские рассмеялись над этим единодушно. Об этом можно было бы забыть, если бы не тот факт, что в  газете речь шла о войне, ядовитом газе и тюрьмах для пыток. Ответ -  демонстративное пренебрежение прессой.

Героиней "Новостей недели", была Ангела Меркель, которая выступала за процветающее немецко-российское сосуществование. В передаче она была представлена как канцлер, которая  сопротивляется "незаконным" попыткам американцев воспрепятствовать реализации проекта "Северный поток - 2". С одной стороны, проект разделяет государства-члены ЕС между собой; их восточные члены, в частности, опасаются, что Россия поведет себя по отношению к  Украине еще более агрессивно, если ее роль в качестве транзитной страны будет значительно обесценена дополнительными возможностями поставок газа. Но трубопроводный проект разделяет также европейцев и американцев, которые используют российскую проблему для продвижения собственного сжиженного газа.

В передаче говорится, что одним из «эмоциональных моментов» речи Меркель было то, что она сказала, что молекула российского газа остается молекулой газа, прибудет ли она через Украину или через Балтийское море. По словам Меркель, не в европейских интересах, чтобы Россия зависела только от Китая. Кроме того, российское телевидение показало президента Украины Петра Порошенко с мрачным лицом. Причина - разногласия Запада по поводу того, делает ли «Северный поток-2» слишком зависимым от Москвы, как утверждают противники проекта. Москва и Берлин единодушно против такого утверждения об односторонней зависимости, потому что не только Германия зависит от российского газа, но и Москва зависит от доходов от газового бизнеса. Насколько этот аргумент «хромает» - пишет автор статьи, - стало ясно из другой передачи на российском государственном телевидении, когда во время круглого стола ведущий торжествовал, сообщив, что «Северный поток-2» будет готов через год, "а затем мы уничтожим Украину".

При этом, совершенно очевидно, что «экономическая зависимость» в России означает нечто очень отличное от таковой в западной демократии: Кремль, благодаря всеобъемлющему контролю над политикой, выборами и средствами массовой информации, может сравнительно легко заставить своих граждан идти на жертвы, как, например, в 2014 году, когда в  качестве «контрсанкций» было «введено эмбарго против продуктов питания из западных стран, что непосредственно привело к инфляции и потере качества, но было оценено всеми как мудрое и суверенное решение». Западные потребители и избиратели, с другой стороны, имеют гораздо больше рычагов, чтобы настаивать на дешевом газе, даже если Москва расширяет войну на Украине, или если кто-то в Берлине или Брюсселе по политическим соображениям считает необходимым заменить поставки российского газа.

В Мюнхене, для российского телевидения, представители немецких предпринимателей дали высокую оценку российскому газу в целом и мастерству Ангелы Меркель вести переговоры по проекту Северный поток - 2 в частности».

В конце статьи автор сравнивает последнюю Мюнхенскую конференцию с предыдущими.

Эта статья, о которой выше шла речь, была напечатана в немецком издании Frankfurter Allgemeine Zeitung, рядом с интервью, которое дал этой же газете, руководитель австрийской энергетической компании OMV господин Райнер Зееле. Суть его утверждений заключается в том, что за критикой «Северного потока – 2» со стороны Польши и Украины – кроются экономические интересы Польши и Украины, получить как можно больше денег за транспортировку газа по их газопроводам и что, с его точки зрения, как руководителя OMV, а также с точки зрения конкуренции, можно только приветствовать, что «периоды монопольного положения Украины закончились».

Райнер Зееле - глава австрийской энергетической компании OMV

Вот так то, вот как теперь, после речи Ангелы Меркель, открыто начали говорить о том, что многие на Западе думают о проблемах с Украиной и сотрудничестве с Россией.

Ну что же, так было всегда: «У сильного, всегда бессильный виноват» и «Своя рубашка ближе к телу».

Вина же украинцев заключается в том, что они все время на кого-то надеются. Что кто-то будет за них решать их проблемы, которые они, в значительной степени, создают сами. Будем надеяться, что мюнхенский урок пойдет на пользу.