Как покраска забора может лежать в основе супер богатства
Четыре поучительных истории о том, какие уроки могут быть извлечены из такого простого занятия, как покраска забора или стены.
В одном из эпизодов романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера», рассказывается о том, как Тома, которому в наказание за шалости и обман, нужно было покрасить забор длиной в тридцать ярдов, осенила гениальная идея в духе Стива Джобса «Think Different» «Думай иначе», и «он решил выдать наказание за привилегию». В результате «К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши...
...Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя!». «Think Different»
С Уорреном Баффетом другая история. Все знают, что «Баффет инвестирует в предприятия, которыми управляют люди, одержимые бережливостью. Однажды он приобрел компанию, собственник которой пересчитывал 500 листов в туалетной бумаге, чтобы узнать, не обманули ли его. Он восторгался также одним своим другом, который красил только лицевую сторону своего офисного здания. Ту, что выходила на улицу».
Этот пример показывает, что сэкономленный доллар – это тот же самый заработанный доллар. Бережливость является одной из составных частей богатства.
В случае со Стивом Джобсом все обстоит несколько по-другому. Урок, который ему преподал отец, строивший забор, стал в будущем основой его перфекционизма. Вот как описывает это Уолтер Айзексон в своей книге «Стив Джобс».
«У отца была инженерная жилка, – рассказывал Стив. – Он мог смастерить все что угодно. Если нам был нужен шкаф, он делал шкаф. Помню, папа строил забор и дал мне молоток, чтобы я ему помогал».
«Прошло полвека, а этот забор на заднем дворе дома в Маунтин-Вью так и стоит. Показывая мне его, Джобс гладил штакетины и вспоминал урок, который преподал ему отец. Нужно тщательно отделывать обратную сторону шкафа и забора, учил Пол. Неважно, что они не на виду. «Ему нравилось все делать хорошо. Даже то, что никто никогда не увидит».
«Отец научил Джобса понимать, что истинный мастер, влюбленный в свое дело, добивается совершенства даже в незаметных, скрытых от глаз деталях. Наиболее ярким примером такого отношения к работе стал случай с топологией печатной платы, на которой были микросхемы и прочие внутренние детали Macintosh. Ни один покупатель никогда бы их не увидел».
Позже, в интервью, которое Джобс дал Playboy в 1985, после выхода Macintosh, он повторил то, что усвоил от отца: «Когда плотник делает красивый комод, он не приколотит сзади фанерку – пусть даже ее никто никогда не увидит, потому что комод стоит у стены. Он же все равно знает, что она там. Поэтому для задней стенки возьмет хорошие доски. Он не успокоится, пока не доведет работу до совершенства. В любом предмете все должно гармонировать – и внешний вид, и качество».
И последний пример. Американский президент Ричард Никсон, приехав в 1972 году в Советский Союз, посетил Ленинград. Чтобы произвести на него благоприятное впечатление, город приводили в надлежащий вид. Так как все сделать не успевали, покрасили только первые два этажа всех зданий, мимо которых проезжал Никсон. Сначала никто ничего не мог понять, зачем так сделали? Но потом все оказалось очень просто - ровно столько можно было увидеть из окон проезжающей мимо машины.
Какой урок можно извлечь из данного факта? Возьмем ответ у Фаины Раневской, которая на вопрос: «Почему Вы не сделаете пластическую операцию?» отвечала: «А толку! Фасад обновишь, а канализация все равно старая!».
Это ответ на вопрос, почему иногда приукрашенные компании и государства, в конечном счете, исчезают с лица земли.