Судьбу президента решают избиратели, а не авторы книг
Вокруг книги журналиста Майкла Вулфа"Огонь и ярость: в коридорах Белого дома Трампа" поднялось так многошума, что несведущему человеку может показаться - дни Дональда Трампа в Беломдоме сочтены.
Дляпрояснения сложившейся ситуации на политическом олимпе США следует обратитьсякак к истории вопроса, так и к конституции США.
Ни в однойконституции мира не написано, что президентом может быть только умный,воспитанный, образованный, человеколюбивый человек. Везде сказано, чтопрезидентом может быть человек, который победит на выборах. Ход историипоказывает нам, что часто у кандидатов их избирательные программы похожи иметоды агитации тоже. Люди же в большинстве своем оценивают кандидатов не по ихдействиям, а по тому, что они говорят и что обещают. Так произошло и в случае сТрампом, который обращался в первую очередь к ожиданиям масс, к их чувствам,что давало повод его политическим противникам сравнивать его риторику сриторикой Гитлера. Сравним.
После тогокак Дональд Трамп победил на выборах, в своем первом интервью The New York Times, он сказал: «Как вы,вероятно, знаете, я произнес множество речей за прошедшие четыре недели. Я ужеговорил Артуру, что я ездил и выступал с речами — в 11 различных местах — ипослушать их приходили огромные толпы людей. Если это был стадион, способныйвместить — большинство из вас, многие из вас были там — 20 тысяч человек, тоеще около 15 тысяч оставались снаружи, потому что внутри им не хватало места.
Поэтому мы придумали отличное решение:мы устанавливали снаружи большие экраны и хорошую акустическую систему, поэтомупочти все оставались довольны. В последний месяц перед выборами я произносил подве-три речи за день. Это много. Потому что это непросто, когда собираетсямного людей. Подобные выступления, когда их по три в день — это нелегко. Впоследние два дня я решил, что их должно быть шесть и семь. Не уверен, чтокто-нибудь когда-либо такое делал. Но мы организовали шесть выступлений, азатем семь выступлений, и последнее из них закончилось в час ночи в Мичигане».
«Методы избирательной кампании ипропагандистский стиль.
Самым эффективным пропагандистомНСДАП в это время был оратор Адольф Гитлер. Еще на заре НСДАП Гитлер иногда за один вечер выступал надюжине мероприятий своей партии. В 1932году, году выборов, это приняло гигантские размеры. В течение небольшогопромежутка времени Гитлер выступал много раз в различных местах, например с 14 по 30 июля в 50 городах Германии. Наслужбу пропаганды была поставлена современная техника. В 1932 году было организовано 5 воздушных рейсов и 200 митингов. Гитлеробратился к 10 миллионам человек. «Гитлер над Германией» стало эффективнымлозунгом пропагандистского стиля доэтого никогда не существовавшего. РечиГитлера были отмечены особенным инстинктом к ожиданиям масс. В большинстве своем, он избегал называть конкретныеполитические цели, почти ни разу он необъяснил какую-либо сложную проблему; вбольшинстве своем он обращался исключительно к чувствам людей. Переживанияиз своей молодости, в качестве солдата на фронте, его забота о Германии, онемецкой молодежи, о немецкой женщине и матери, его любовь к своему народусменялись тирадами ненависти противевреев, марксистов, СПДГ и других политических инакомыслящих. Онидолжны были быть «исключены», «искоренены», «уничтожены» - «бескомпромиссно», «беспощадно», «фанатично». Толькотаким образом могла быть создана новая сильная Германия. Но для этого с другой стороны необходимообъединение всех «хороших» сил народа вобщее движение. Поэтому НДСАП позиционировалась Гитлером не как партия одна из многих с определеннымиинтересами и целями, а как движениеобщей воли и воинственного выступления за немецкий народ». (Этот текст взят из немецкогоучебника для 10-го класа: „Errinernundurteilen”, 1988, стр.102).
Почему жеТрамп выступал иногда с провокационными речами и даже оскорблениями? Возможно,потому что этого хотела публика, егопотенциальные избиратели. Объяснением такого его поведения может послужить одновысказывание Путина. Немецкий биографВладимира Путина Хуберт Зайпель Hubert Seipel, который некоторое время был близок к российскому президенту и даже сопровождалпоследнего в некоторые его зарубежные поездки - Ватикан, Китай, Южную Африку,взяв у него десятки интервью, написал оПутине книгу "Putin –Innenansichten der Macht" «Путин – власть изнутри». В самом началеих знакомства он спросил у Путина о том, почему Россия не придерживаетсязападных ценностей, на что Путин емуответил, что он должен быть таким и делать то, что от него ожидает его народ, ведь он не претендуети не избирается на должность немецкого канцлера.
Такое жеположение было и у Дональда Трампа. Во время избирательной кампании МеланияТрамп, его жена, неоднократно обращалась к нему с просьбой вести себяпо-президентски. На что Трамп отвечал ей, если он будет так себя вести, то навстречи с ним будут приходить по 100 – 150 человек, а так он собирает целыестадионы по 10 000 – 15 000 человек, так как говорит то, чего ожидаютот него люди.
Чего же ждали чего же ждет американский народ от Дональда Трампа? Нобелевский лауреат вобласти экономики Джозеф Штиглиц лаконично заметил: «Трампа избралимежду прочим потому, что очень многие американцы хотели перемен».
Сторонники республиканского кандидатав президенты Дональда Трампа в Хендерсоне, штат Невада
Дуглас Ривериз YouGov спросил у сторонников Трампа «Хотите ли вы президента, который бы вывернулстрану наизнанку, даже если тогда все будет намного хуже?» Восемь из десяти трампистов сказали – Да. И только 20% сторонников ХилариКлинтон также хотели бы любых изменений, невзирая на последствия.
Вот такимсвоим сторонникам и старался соответствоватьво время избирательной кампании Дональд Трамп. Так кто же были эти егосторонники? Неудачники и необразованные? Ни в коем случае. Как писал еще в ходе избирательной кампании в США Йозеф Йоффе, издатель немецкой газеты DIE ZEIT, в своей статье Trumpenproletariat в октябре 2016 года: «ИзбирателиТрампа, мы знаем точно это неудачники современности, белые необразованные мужчины пожилоговозраста. Это разочарованные и испуганные люди, которые потеряли свои рабочиеместа или ьоятся их потерять. У них нет будущего».
К сожалению,такая картина о сторонниках Трампа, по мнению автора, была представлена вамериканских и немецких средствах массовой информации. И далее он приводит данные Нейта Сильвера, гуру в областиисследований хода выборов в США. НейтСильвер внимательно изучил трамповский электорат и выяснил, что:
- у «неудачников»был более высокий доход домашнего хозяйства – 72 000 долларов,по сравнению с 56 000 средними по стране;
- избирателиТрампа зарабатывали больше чемсторонники Клинтон и Сандерса;
- средисторонников Трампа 44% имели высшее образование по сравнению с 29% в среднем постране.
Похожееположение складывается и сегодня, когда Трампа на фоне последних цитированийхотят представить либо клоуном, либо психически больным.
Каждаянеделя это новые скандалы вокруг высказываний Дональда Трампа. Сейчас у всех наслуху "shithole countries". Так, якобы, он охарактеризовал Гаити инекоторые африканские страны.
Книжный магазин в Нью-Йорке сгордостью демонстрирует подборку книг, многие из которых написаны авторами изразных стран мира, которые президент Дональд Трамп, как утверждают, назвал "shitholecountries".
Это непервое и не последнее высказывание Трампа такого рода. Какие бы волнынегодования не следовали за ними в американской прессе, американскаяконституция надежно защищает его от импичмента.
По поводувозможной отставки Трампа хорошо написал Хуберт Ветцель в Suddeutsche Zeitung: «Избиратели Трампа неоткажутся от него только потому, что богатый, с левыми взглядами нью-йоркскийжурналист показывает своего президента сквернословящим. Они любят ДональдаТрампа, потому что он сильно пинает всех в зад. Любой, кто верил в Трампа в Америке передкнигой, будет верить в него и после книги. Это никого не шокирует».
Зная всеэто, Трамп еще ранее, в одном из своих выступлений в штате Айова сказал:
«Я бы мог стоять посередине 5-й авеню и убить кого-нибудь, не потеряв ниодного избирателя».
Кроме того,статья 1 и 25-я поправка к Конституции США говорят о том, как президент можетбыть снят с должности. Это возможно, если действующий президент совершилуголовное преступление, либо у него психическое расстройство. Но и в этомслучае для импичмента необходимо политическое большинство в Конгрессе. И сегодня,в деяниях Трампа нет ничего такого, что могло бы оправдать его импичмент. Это может измениться когда-нибудь,но не сейчас и не из-за книги «Огонь и ярость», потому что:
Судьбу президента решают избиратели, а не авторы книг.