А устойчивое представление о бесценности человеческой жизни в обществе оборачивается ее бесплатностью. Понятие «стоимости человеческого капитала» или «экономическая стоимость жизни» отсутствует в национальном законодательстве, равно как и методика ее расчета. Как и на любом другом рынке, бросовая цена жизни гражданина означает ее неудовлетворительное качество. Низкое качество жизни напрямую связано с уровнем государственного управления и сервиса. К примеру, в Люксембурге жизнь гражданина оценивается в 3,3 млн евро, в Австрии – в 2,4 млн евро, в Германии – 2,3 млн евро. Поляки оценивают человеческую жизнь в 1,2 млн евро. Оценку стоимости человеческой жизни в Европе используют еще с 60-х годов. В Украине ее нет и поныне.

Почему это важно?

Минсоцполитики насчитало около 3,2 млн украинских заробитчан. Только представьте 3,2 млн. человек родились, росли и учились в Украине, а работать, развивать, создавать прибавочную стоимость и даже запускать ракеты в космос выехали за ее пределы. Ярким примером может быть Алексей Пахунов из Житомира, который программирует ракеты Falcon (Space X) у И. Маска. И это только одна фамилия из внушительного списка украинцев, которые работают на благо других стран.

Понятное дело, что сумма 3,2 млн выехавших это результат всего периода независимости, а не последних пары лет. Но факт в том  что ежегодно Украина недополучает выгоду от деятельности выехавшего трудоспособного населения.

Справедливости ради, нужно отметить, то что они ежегодно переводят на родину до $12 млрд, став для страны главным беспроцентным инвестором. Реальная цифра может быть значительно выше, но ее практически невозможно установить. По данным Всемирного банка, начиная с 2016 года объем перечислений в Украину устойчиво превышает 10% ВВП страны.

Все прекрасно понимают, что всему виной может быть неудовлетворительный уровень основных государственных сервисов: медицинский, инфраструктурный (дорожный в частности или ЖКХ), образовательный (школьное и дошкольное), прав и свобод граждан, поддержка бизнеса, экологический.

Как посчитать прямой ущерб от такого качества сервисов?

Можно через большие массивы данных,  сложные формулы и расчеты, а можно прямым счетом через стоимость человеческого капитала.

Даже если не брать высокие европейские нормы, а условно взять за базу, продекларированную правительством (как единственный официальный прецедент оценки стоимости жизни, компенсируемый государством) стоимость размера компенсации в случае смерти врача в Украине от CОVID равную 1 млн 576 тыс. 500 грн. (примерно $56,3 тыс.) то получим:

$56 300 х 3 200 000 человек = $180 млрд

Частично, полученная выше сумма компенсируется в виде поступлений от украинцев из-за рубежа, но сумма добавочной стоимости, которую генерируют эти 3,2 млн человек в виде вклада в экономику других стран значительно превышает полученные поступления. С одной стороны, это впечатляющий размер бесплатного трудового экспорта, который инвестирует Украина в другие страны, а с другой колоссальная потеря с точки зрения экономики страны. Также эта цифра выражает стоимость сервиса в стране и потери его низкого качества.  

Конечно, если учесть, что уехавшие не все с высшим медицинским образованием, то можно субъективно уменьшить эту сумму. Но однозначно то, что лучшие умы, активные, смелые молодые люди ищут для себя хороший сервис, среду, которая дает возможности для их развития и достойной жизни. И стоимость их там сразу повышается в разы. Кроме того, потерю в виде интеллектуального капитала уже ощущают сейчас многие отрасли нашей страны, и ее сложно будет восполнить.

А в конкурентной борьбе за лучшие трудовые ресурсы, ряд стран с отличным сервисом уже разрешили двойное гражданство. И это только начало тренда. Если оперативно не переломить ситуацию с качеством государственного сервиса и трудовой миграцией, то реализуются самые пессимистические прогнозы.