Зеленый Курс сделает чистыми металлургию и воздух?
Украина по примеру Европейского Союза обещает создать свой «Зеленый Курс» для экономики и начать программы снижения выбросов в окружающую среду, в том числе и от металлургии. Насколько это реально, анализирую в колонке.
За этот и прошлый годы ЕС официально утвердил план перехода Европы к нулевым выбросам парниковых газов к 2050 году, так называемый «Европейский Зеленый курс», European Green Deal.
Украина, в соответствии с подписанными международными соглашениями, тоже обязана учитывать этот курс и снижать выбросы парниковых и вредных газов. «Тема изменения климата и участие Украины в «Зеленой» повестке в последнее время очень активно обсуждается на уровне правительства и министерств, на уровне международных консультаций с ЕС», - отметила Ирина Ставчук, заместитель Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины.
«Более 120 стран, совокупный ВВП которых составляет около половины мирового, уже имеют зафиксированные цели достижения климатической нейтральности и или уже разработали свои стратегии по достижению таких целей, или находятся в процессе разработки таких стратегий», - дополняет Георгий Гелетуха, председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины.
Но одно дело – подписать документы о намерениях и совсем другое – практически реализовать эти цели. Итак, что у нас делается?
Одним из первых шагов стало принятие Закона Украины «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов». Уже с января 2021 в Украине должна быть введена единая для всех предприятий система учета выбросов парниковых газов. Самое важное, что промышленность обязана искать способы уменьшения объемов выбросов. Европейцы используют для этого метод «кнута и пряника».
А именно, страны ЕС вводят не позднее второго квартала 2021 года для товаров, пересекающих границу, углеродную пошлину (carbon border adjustment mechanism, CBAM). Чем больше выбросов парниковых газов произошло во время производства, тем выше этот налог. То есть самые «грязные» производства будут платить больше и их продукция станет неконкурентной по цене. Эксперты считают, что нововведение ударит по экспортерам стали, алюминия, цемента и электроэнергии из Украины.
Металлургическая отрасль в Украине является основным донором бюджета страны и, в тоже время, источником 77% промышленных выбросов парниковых газов. В 2018 году производство стали, чугуна, стальной заготовки, агломерата и окатышей повлекло выбросы 39 880 000 тонн парниковых газов. Добавим сюда 10 190 000 тонн парниковых газов от выбросов технологических газов. И получим общие выбросы парниковых газов предприятиями горно-металлургического комплекса составили 50 070 000 тонн в год [данные Национального кадастра антропогенных выбросов за 2018 год].
Международное энергетическое агентство прогнозирует рост спроса на сталь на 51% к 2050 году от уровня 2011 года. Так что украинским экспортерам стали, чтобы сохранить свой рынок, придется меняться и модернизировать производства. И они сами это понимают.
Тема Зеленого курса стала в последний год активно обсуждаться топ-менеджерами украинских металлургических предприятий. Так, генеральный директор Группы «Метинвест» Юрий Рыженков в колонке для "Нового времени" отмечает: «Снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду — общемировой тренд, и Украина его, несомненно, поддерживает. Для нас очень важно быть как минимум на уровне европейских коллег. С 2012 года предприятия Группы «Метинвест» снизили количество выбросов на треть. За последние 10 лет Группа инвестировала $344 млн в экологические проекты, а до 2025 года в них будет вложено еще $413 млн.».
По этому же пути идут запорожские предприятия, согласно предоставленной информации пресс-центром ПАО «Запорожсталь»: «Важность экологизации мы поняли еще до того, как это стало мейнстримом. В результате с 2012 года сумма зеленых инвестиций «Запорожстали» уже перешагнула за отметку 15 млрд гривен и продолжает расти. При этом мы не только системно экомодернизируем собственное производство, но и постоянно работаем в снижении энергопотребления».
Станут ли пошлины стимулом?
В рамках Green Deal европейские производители получают хорошие «пряники» – миллионы евро поддержки на декарбонизацию из бюджета Европейской Комиссии. И если европейские компании уже с 90-х годов стали получать дотации и различные гранты на модернизацию производства, то в Украине подобных программ никогда не было.
«Запорожсталь» в своих публичных материалах всегда подчеркивает, что финансирование проектов экологической модернизации производства происходит за счет собственных заработанных средств.
Тогда как в Европе экомодернизация предприятия делается во многом за счет грантов, дотаций, налоговых каникул, дешевых государственных кредитов или в рамках общегосударственной стратегии возрождения потенциала страны. Местные промышленники считают, что СВАМ не должен применяться к продукции из Украины, и считают, что предприятия Украины и ЕС должны иметь равные условия и финансовые ресурсы для экологизации своего производства.
Отсюда не следует, что украинские производители не будут платить carbon tax. Наоборот, потенциальные экономические потери импортеров вследствие отказа от снижения эмиссии парниковых газов становятся серьезным стимулом к экологической модернизации предприятий уже сегодня.
Что нужно делать?
«Сейчас не хватает научно обоснованного анализа, на основании которого можно было бы выбирать стратегию развития, в частности, черной металлургии с учетом климатических обязательств», - анализируют профессор, доктор технических наук Владимир Шатоха и доцент каф. экологии, теплотехники и охраны труда Елены Матухно из Национальной металлургической академии Украины в исследовании сценариев модернизации металлургической отрясли Украины до 2030 года.
«Как сценарий модернизации технологии производства стали предусмотрена замена мартеновского производства конвертерным при сохранении доли производства в электродуговых печах (ЭДП) на существующем уровне», - отмечают специалисты. Сценарий модернизации производства стали от Международного энергетического агентства B2DS рекомендует как наиболее экологически безопасное развитие производства по схеме «доменная печь-конвертор». Именно о таком строительстве конверторного производства не первый год говорят на «Запорожстали».
«С учетом международных обязательств Украины по сокращению выбросов парниковых газов, в течение следующих 5-7 лет должно начаться внедрение инновационных технологий производства чугуна и стали с целью обеспечения более радикальное сокращения выбросов СО2», - делают вывод ученые. Чтобы Украина смогла стать углеродно-нейтральной к 2050 году, понадобятся значительные инвестиции.
За чей счет модернизация?
Однозначно, если бы украинские предприятия тоже могли наравне с европейскими коллегами использовать государственные финансовые ресурсы для модернизации предприятий, такой подход помог бы украинскому производителю.
В Украине сейчас создается государственный Фонд декарбонизации, который будет наполняться за счет как европейских фондов, так и государственного бюджета. Планируется, что фонд будут наполнять налоги за выбросы парниковых газов. Сумма налога 10 грн за тонну углерода в Украине мизерна по сравнению с другими странами и будет повышаться. Для сравнения: в Словении углеродный налог составляет 20 дол, в Британии – 24 долл., а в Швеции – 140 долларов/тонну.
Из Фонда декарбонизации предприятия смогут получить 30-50 млн. грн. на покрытие кредита на проекты экологической модернизации. С точки зрения бизнеса, суммы эти не большие, бюрократической волокиты много, да и возврата средств можно было бы ожидать только впоследствии как оплату непосредственно банкам, финансировавшим проекты. С точки зрения потребителя, то «не жирно» ли давать деньги загрязнителям? Однако объяснение более логичное.
Следует понимать, что европейская промышленность прошла путь экологизации существенно быстрее и безболезненнее именно благодаря тому, что государство принимало самое непосредственное участие в этом процессе, максимально поддерживало «своих». Теперь западные партнеры заинтересованы в том, чтобы их модернизированные предприятия работали на экономику ЕС, отдавая инвестированные в них средства более ценными ресурсами: сохранением занятости населения, отчислением налогов, ростом ВВП. И в этом социальная справделивость.
Надеемся, что механизмы поддержки декарбонизации заработают и в Украине в ближайшие 2-3 года, и модернизируя производство для снижения выбросов парниковых газов, предприятия одновременно будут снижать и выбросы загрязняющих веществ.