Экология великая и ужасная
На прошлой неделе всех, кого интересует экология в Украине, всколыхнули сразу два информационных повода. Было представлено чешско-украинское исследование «Промышленная Украина» о влиянии загрязнения на здоровье в пяти городах и самый честный в мире украинский суд отменил приказ Минприроды № 639 от 10.12.2008, утверждающий методику расчетов убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проанализируем, что означают оба события.
"Жах", страх и популярность
Итак, еще весной в пяти городах Украины с высоким антропогенными нагрузками (Харьков, Днепр, Кривой Рог, Мариуполь, Запорожье) активисты чешской общественной организации «Арника» взяли пробы песка на детских площадках и отложений на дне рек и отправили в Химико-технологический институт в Праге, чтобы исследовать на предмет загрязнения.
И вот в декабре при содействии украинских партнеров, центра Центр экологических инициатив «Экодия», представили свои выводы общественности в изученных городах.
Как это у нас традиционно бывает, журналисты и активисты пришли, послушали краем уха часть презентации, посмотрели картинки и написали о страшных результатах и угрозах вымирания украинцев. Вырываются из контекста исследования куски текста, интерпретируются с повышенной эмоциональностью – и вот шокирующая и читаемая новость. Особенно если найти и показать пострадавших от «отравления заводами» женщин и детей.
Корреспонденты ТСН на всю страну заявили: «В усіх містах підсумкова картина жахає», «А на дитячих майданчиках повно свинцю та цинку, яким дихає малеча».
Местные журналисты тоже не поскупились в пугающих эпитетах и гиперболах. Перепосты в соцсетях, возмущенные комментарии...
Узнав о таких вот «ужасных» результатах проведенных исследований, слабонервные мамы позабирали детишек с детских площадок и перестали им давать яйца на завтрак.
Но что поразительно – в самом исследовании НИЧЕГО ужасного нет!
Вспомнился знаменитый волшебник Гудвин, великий и ужасный, которого никто не видел.
Что нашли чехи на детских площадках?
Выводы по результатам исследования песка на игровых площадках для трех городов утешительны: «Всі проби піску, зібрані в містах Харків, Кривий Ріг та Запоріжжя, відповідають чеським гігієнічним стандартам якості піску на дитячих майданчиках».
Нормативы, кстати, брались жесткие, европейские, ведь украинских попросту нет.
Для двух городов – по некоторым пробам есть вопросы: «Одна проба піску з міста Дніпро не відповідає чеським гігієнічним стандартам якості піску на дитячих майданчиках по вмісту цинку та свинцю… Дві проби піску з міста Маріуполь не відповідають чеським гігієнічним стандартам якості піску на дитячих майданчиках: одна по вмісту цинку, друга – по вмісту свинцю.
Разумеется, тяжелые металлы в пробах обнаружены, ведь города все промышленные, да и выбросы автотранспорта растут. Однако даже чехи не нашли у нас неприемлемого загрязнения:
Но концентрация этих металлов – не несет опасности, указано в исследовании! «Індекс небезпеки ртуті, свинцю та нікелю не перевищив значення 1 в жодній з проб відкладів та піску, тому ці метали не представляють неприйнятного ризику».
Получается, поводов для срочной паники нет? Даже написано об относительно низком уровне загрязнения: «навіть відносно низький рівень забруднення вказує на потенційний ризик для здоров’я населення в цій місцевості».
Песок со шламонакопителей
А вот песок со дна малых рек, протекающих около промзон, оказался грязным: «Концентрації важких металів у багатьох пробах донних відкладів перевищують ряд нормативів, найчастіше нормативи забруднення донних відкладів для використання на сільськогосподарських угіддях (Чеська Республіка), в деяких випадках нормативи ГДК важких металів в осадах стічних вод, що можуть використовуватись як органічні добрива (Україна)».
Поэтому имеем: «Проби найбільш забруднених важкими металами донних відкладів було виявлено в Харкові та Запоріжжі…».
Кого-то это удивляет? В Запорожье, например, пробы брались с так наз. «Красной» реки, куда многие годы сбрасывались стоки со шламонакопителей.
Сейчас по донному песку невозможно вделать вывод о сегодняшнем уровне загрязнения, так как, общеизвестно, тяжелые металлы имеют свойство накапливаться десятилетиями. С 30-х годов прошлого века в реки сбрасывали промышленные стоки все заводы промзоны, многие из которых сегодня уже не работают. Имеем проблему, уходящую корнями в прошлый век. Поэтому перед государством стоит задача, согласно Водной директиве ЕС, провести биохимический анализ всех малых рек Украины и создать программы их восстановления.
И обратите внимание на важное уточнение: донные одолжения не соответствуют нормативам для использования в сельском хозяйстве, тогда как этот ил вообще не используется ни как удобрение, ни в других целях в сельском хозяйстве, и не может нанести ущерб человеку.
При расчистке рек этот ил должен выкладываться здесь же на берегах и засаживаться кустами и деревьями.
Важные вопросы
То, что должно вызвать вопросы и подозрения, это высокий уровень загрязнения малых рек нефтепродуктами. «Найвищий рівень забруднення було виявлено у містах Харків та Запоріжжя. В усіх п’яти пробах відкладів, відібраних в Харкові та 4 з 9 проб відкладів, відібраних у місті Запоріжжі, перевищено як мінімум нормативи забруднення для непромислових територій (на основі розрахунків АОНС США). Результати досліджень свідчать про високу концентрацію нафтових вуглеводнів у пробах відкладів, зібраних у досліджуваних містах».
Это серьезный повод обратить внимание на работу автомоек и автозаправок, которые сбрасывают воду без очистки прямо в канализационные стоки.
Наличие высоких концентраций нефтепродуктов в донных отложениях, учитывая быструю биоразлагаемость таких веществ, свидетельствует скорее о прямом попадании нефтепродуктов в воду, нежели о загрязнении атмосферы выбросами промпредприятий.
Любопытно, что меня одну смутила формулировка вывода о рисках употребления растительной пищи: «Найбільш значним виявився вплив миш’яку при споживанні рослинної їжі. З іншого боку, в жодній із проб піску з дитячих майданчиків, канцерогенний ризик від миш’яку не було перевищено. Індекс небезпеки (HQ), що характеризує неканцерогенні ризики спричинені миш’яком, не перевищував значення 1 в жодній з проб відкладів чи піску… У трьох пробах відкладів з двох міст: Харків та Запоріжжя було виявлено неприйнятний для дітей ризик (HQ>1) від кадмію. Найбільш значним виявився вплив кадмію через споживання рослинної їжі».
Мы в ОО «Экосенс» популяризируем растительную диету, а она может быть вредна?
Как пояснила чешская эксперт-токсиколог Йитка Стракова, риски от растительной пищи описывались теоретически. Если мышьяк и кадмий попадает в почву, где растут овощи, то он может попадать с пищей в организм и накапливаться.
Проблема! Что хотят чехи и не хотят украинцы
Выводы чешских ученых осторожны и разумны: они подчеркивают, что исследование «Промышленная Украина» не может дать исчерпывающих данных об уровне загрязнения в городах. Брались всего 5-10 проб в городах, не изучалась динамика загрязнения.
Для сравнения: только Запорожский областной лабораторный центр (бывшая СЭС) каждый год проводит около 1000 исследований проб грунтов, воды, воздуха.
Достигнута ли цель исследования «Промышленная Украина» привлечь внимание к загрязнению воздуха в Украине? В общем, да. Удалось ли стимулировать власти и города бороться с причинами загрязнения? Не похоже. Интереса к обсуждению результатов исследования департаменты экологической безопасности городов не проявили, члены депутатских комиссий по экологии тоже.
Активисты и ученые призывают: следует проводить постоянные исследования и мониторинг загрязнения окружающей среды, чтобы вовремя принимать меры по сохранению здоровья.
И это рациональные предложения. И такие исследования нужны, чтобы использовать их как рычаг давления на власть.
Чешские ученые также предлагают усовершенствовать меры по экологической безопасности, особенно на предприятиях металлургической промышленности и тепловых электростанциях, с чем нельзя не согласиться. Активисты рассказывают, как им за 15 лет удалось существенно снизить уровень промышленного загрязнения, повлияв даже на предприятия «АрселорМиттал».
Чешские заводы действительно были серьезно модернизированы после вступления в Европейский Союз, и одним из источников финансирования таких проектов был Государственный экофонд Чешской республики.
Украина же пока не имплементировала Директиву Европарламента 2010/75ЕС о промышленных выбросах и интегрированном предотвращении и контроле загрязнения. Положения этой Директивы требуют принять единые в Европе экологические требования к промышленным установкам.
Потому что еще в начале 2016 года распоряжением Кабмина было приостановлено действие экологических и санитарных нормативов, которые были разработаны в СССР. Таким образом, на сегодня в Украине отсутствуют нормы, которые устанавливают ПДК загрязняющих веществ в почвах и грунтах городов, а также в донных отложениях водоемов. Отсюда и юридический казус с отменой судом методики расчетов убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Получается, Экоинспекция даже оштрафовать предприятия-нарушителей не имеет права!
Поэтому некоторые промышленные предприятия медленно проводят модернизацию за свой счет и по своему желанию, а другие просто ждут, пока государство этого потребует. А государство не требует. И не спешит помогать предприятиям (например, когда они просят государственные гарантии на целевые кредиты для этой самой модернизации).
Так что респект и уважение чешским активистам, которых риски жизни в Украине беспокоят больше, чем большинство украинцев. И благодарность Министерству иностранных дел Чешской республики, которая, в отличие от украинского Минприроды, поддерживает реальные экоинициативы.
Пора и обществу перестать вестись на манипуляции и научиться воздействовать на государство конструктивно, но жестко.