Мошенничество в строительстве: кто виноват и что делать?
- Леонид Аркадьевич, чтовы думаете по поводу строительных афер? Это следствие заранее намеченногопреступного плана или просто результат халатного отношения к взятымобязательствам?
- Наверное, и то, и другое. Нужно рассматривать каждый случай отдельно. Но ясчитаю, что чаще всего это, именно, серьезные просчеты менеджеров строительныхкомпаний. Все прекрасно помнят строительный бум в нашей стране, который мыпережили несколько лет назад. Темпы новостроек были колоссальные, дома и ценына них вырастали как грибы после дождя. Продать объект, и получить с негохорошую прибыль было очень просто. Похоже, в этой ситуации многие руководителистроительных компаний просто потеряли ощущение реальности. Они пересталипросчитывать неблагоприятные варианты, но, самое главное - стали изыматьприбыль не после сдачи объекта, а сразу, как только получали инвестиции.
- Но ведь, если прибыль есть,то не столь важно, когда ее получить: в начале или в конце?
- Вы верно заметили, если прибыль есть. А если ее нет? А деньги ужепотрачены в виде премии. А тут вдруг грянул кризис и серьезно снизил стоимостьинвестиций. Думаю, именно это и произошло со многими строительными «аферистами».Они просто не могли выполнить свои обязательства, поскольку деньги потратилизаранее. Я ни в коем случае не оправдываю преступную халатность таких фирм,просто констатирую факты.
- Учитыватьнеблагоприятные расклады – это закон для строительных компаний?
- Да, а как иначе. Мы это называемпроизводить расчеты по пессимистическому варианту. Предполагается, что домбудет построен без прибыли, или она в итоге окажется минимальной.
В таком случае, мы сами ничего не заработаем, но, при этом, не будем нестиответственность перед заказчиком. Давайте вспомним, как бережно всегдаотносились к деньгам наши родители. Они понимали, что как бы трудно не жилось,всегда должна быть отложена копейка на черный день.
- Может быть, застройщикам,которые не учли финансовую ситуацию в стране, но при этом чувствуют своюответственность перед заказчиками, следует взять кредит в банке, и, такимобразом, исправить ситуацию?
- Это, конечно, их дело, но я сомневаюсь, что наши банковские кредиты с ихкабальными условиями для заемщиков, спасут ситуацию. Скорее всего, лишьусложнят ее. Застройщик в итоге будет должен не только инвесторам, но ибанкирам.
- Мошенничество встроительстве – это результат доверчивости наших граждан. Возможно ли такое вдругих странах?
- Я думаю, как доверчивость, так и разгильдяйство, а также желание нагретьруки за счет других – это общечеловеческие недостатки, они не имеютнациональной принадлежности. Поэтому во многих высокоразвитых цивилизованныхстранах законы учитывают природу человека. Они прописаны и соблюдаются такимобразом, что действовать не по закону ни физические, ни юридические лица простоне могут. Банки без серьезных гарантий не выдадут деньги, сомнительную фирмутут же лишат лицензии, человек не сможет купить дом за наличные.
- Люди настолькодоверчивы, что готовы по нескольку раз наступать на одни и те же грабли? Я неимею в виду только строительные аферы. Мало им МММ, выращивания дома какой-топлесени, различных благотворительных и страховых мошеннических контор?
- Безусловно, наши люди доверчивы. За годы Советской власти их приучиливерить официальным сообщениям и различным конторам. Если стоит печать, то нашчеловек, как правило, даже не усомнится в подлинности документа. Другое дело,что сейчас у некоторых людей бывают настолько сложные финансовые ситуации, чтоони просто вынуждены рисковать. Безусловно, защиту о гражданах от мошенниковдолжно взять на себя государство.
- А сами люди могутслепо доверять компаниям?
- Нет, конечно. Поэтому повторю, то, что известно давно – будьте бдительны.Не доверяйте фирмам огромные суммы денег. Ведь мошенник, это не грабитель,который отбирает ваши средства насильно. Наоборот, вы сами ему отдаете кровнозаработанные, а значит, тоже участвуете в преступной сделке. Поэтомуостановитесь и хорошо подумайте. Не давайте мошенникам возможности жить за вашсчет.
Интервью провел Валерий Сергеев