Пожалуй, одной из самых резонансных осенних новаций стало открытие доступак реестру недвижимости и Государственному земельному кадастру.

Теперь буквально каждый может узнать информацию об имуществе чиновников,судей, прокуроров и даже своих соседей: по фамилии или по адресу.

Как и любоедругое новшество, данная идея нашла своих сторонников и противников. Некоторые видят в ней решительный шаг в антикоррупционной борьбе, другие – много скрытых рисков. Но и то, и другое, по мнению экспертов – нормальное явление.

Борьба с коррупционерами?Ничего не поменялось

Итак, основная идея открытия доступа к реестру недвижимости борьба с коррупцией. К сожалению,однозначно говорить о том, что данная мера будет реально действующейотносительно коррупционеров нельзя.

По мнению экспертов одной публичностью, без нормально функционирующейсистемы правосудия, проблему коррупции не искоренить.  Да и что нового в данном законодательномрешении?

Ведь и до этого, получить информацию о том, что оформлено на того или иногочиновника либо членов его семьи было совсем несложно: правоохранительныморганам — при помощидействующего реестра согласнозаконодательству, журналистам или общественникам – тайно, с помощьюзнакомого нотариуса.  

Подтверждением являются многочисленные раздутые в СМИ коррупционныескандалы относительно квартир и земельных участков, купленных за непонятнокакие деньги и оформленных на дочек, жен, матерей и дальних родственников. Вкачестве примера можно привести коррупционный скандал 2014 года. Как писалиfirtka.if.ua матьглавного милиционера Буковины Валерия Зинченка, которая до выхода на пенсиюработала учителем младших классов, владеет большим количеством недвижимостинежели ее сын. Как удалось определить в ее собственности находится: роскошныйдом в Новой Гуте на Прикарпатье и две квартиры неподалеку Ивано-Франковска (с.Криховцы, с. Волчинец).

Следует отметить и то, что в открытом реестре есть далеко не все объектынедвижимости. "На сегодняшний день в реестр внесена недвижимость, с которой совершались нотариальные действия, начиная с 2013 г. Если же после 2013 г. недвижимость не продавали, не передавали по наследству и не дарили, сведения о ней остаются на бумажных носителях в Бюро технической информации", – пояснил министр юстиции Павел Петренко. Поэтому увидеть приобретенную до 2013 годанедвижимость не удастся. И вряд ли неправомерно разбогатевшие чиновники побегутпереносить информацию о таком объекте в новый реестр.

Что касается перспективы (внесения данных о недвижимости, приобретеннойпосле открытия реестров), то "скорее открытие таких списков заставитчиновников искать альтернативные способы прятать свою недвижимость, например,скрываясь за офшорными компаниями или оформляя на подставных лиц с наложениемипотеки" считает управляющийпартнер юридическо-консалтинговой компании «Де-юре» Григорий Трипульский.

Скрытые риски

Прежде всего следует отметить, что открытой информацией могутвоспользоваться не только с целью разоблачения коррупционеров. Причем даже нераскрывая реального имени, интересующегося.

Так, идентификация пользователя информации из реестра в действующемварианте процедуры осуществляется формально: для этого нужно всего лишьзарегистрироваться на сайте онлайнсервисов Минюста.В настоящее время регистрация возможна с использованием электроннойцифровой подписи, путем предоставления паспортных данных, а также через идентификационный номер. После чего вывходите в свой кабинет и оплачиваете услугу с карты (можно не со своей, а,например, попросив знакомого).

То есть по сути идентификация условна. Владея персональными данными любогочеловека, вы с легкостью можете зарегистрироваться под его именем. А сведения касательноэтих данных (в части паспорта и кода) в каких только службах не хранятся. Начинаяс мест работы, ЖЭКов, обменных пунктов, не говоря уже о нотариусах игосударственных структурах. И далее с этого профиля получать информацию,например, об интересующих квартирах с одинокими стариками, умершими людьми идругих объектах или их хозяевах, привлекающих внимание мошенников. А равно вцелях рэкета, киднеппинга (похищения человека) и т.п.

"Безусловно, реестр недвижимости прямо не дает возможности совершатьмошеннические и иные противоправные действия, но зато он дает возможностьсобирать информацию в целях, далеких от тех, для которых эти данные открывались" подчеркнула экспертАдвокатского объединения "МАСТЕРС" Оксана Воловик. 

Например, группа мошенников узнает, что в одной из квартир в центре Киевауже несколько месяцев никто не живет. Злоумышленникам ничего не стоит выяснитьданные о собственнике через реестр, подделать документы и подготовить договор, покоторому якобы владелец продал свою квартиру за незначительную сумму. Затем мошенникичерез нотариуса вносят изменения в реестр собственников недвижимого имущества,то есть "переписывают квартиру". И в большинстве случаев, законные владельцызачастую даже не подозревают, что их квартира уже несколько раз перепродана.

Так некая Серафима Гороховская лишилась квартиры в центре Киеваиз-за продажного нотариуса (еще при закрытых реестрах). "Пока58-летняя киевлянка была в Америке,ее квартиру в столице перепродалимошенники" сообщали fakty.ua.Фигурантом дела выступил нотариус Алексей Говорун. Подобным образом "потерялижилье" киевский художникАлексей Попандопуло и известный врач Василий Новицкий.

Как видим подобная практика была актуальной и до открытия реестров, а сейчаси вовсе все карты в руки.

Более того, новый порядок раскрытия персональных данных об адресномвладении недвижимостью (со всеми подробностями сделок по ее приобретению),освященный Минюстом, нивелирует прежние усилия законодателя по защите такихданных и личной жизни людей, которые к государственной службе и коррупции могутне иметь никакого отношения. Вместе с тем, он нарушает положенияосновного закона Украины – Конституции в части защиты конфиденциальнойинформации человека (ст. 31).

"Объем информации, предоставляемой из реестра, напротив, следует ограничить(без указания адресов, детализации данных последних нотариальных действий сцелью исключения подделок правоустанавливающих документов). Персонификацияпользователя данных реестра в свою очередь должна быть более строгой(электронная цифровая подпись и оплата услуг только с личной картызарегистрированного пользователя сервиса).

При этом владелец недвижимости должен получать информацию о перечне лиц,интересовавшихся его имуществом, не только по запросу в Минюст, как этопредусмотрено законодательством, (где логика подобной бюрократизации?), аавтоматически, путем формирования справки/информации в своем личном кабинете насайте тех же электронных онлайн сервисов Минюста по каждому факту запроса" считает эксперт Оксана Воловик.

Пока же мы имеем: открытые реестры, полную прозрачность, граничащую сбеззащитностью и возможностью вмешательства в личную жизнь. И все это подлозунгом борьбы с коррупцией. Хотели, как лучше. Получилось, как всегда. Зато Украинав мировом тренде.