Коррупция от ума
Как поступить? Сначала казалось, что есть только 2 пути: отвечать каждому, кто прокомментировал, либо ответить всем. Но потом стало ясно, что самым правильным из вариантов будет ответить не конкретному человеку, а вообще ответить на вопрос – а возможно ли изменить сознание людей?
Итак, часть читателей считает, что изменить отношение к коррупции, изменить нашу ментальность невозможно. Так ли это? Конечно же, нет. Ведь всего лишь за прошедшие 20 лет мы пережили настолько глобальные перемены, которые неминуемо повлияли и на наше сознание. И заметьте, эти изменения произошли в ходе жизни одного поколения!
Давайте вспомним: ведь еще 20 лет назад мы жили совсем в другой стране. Там, где дети носили красные пионерские галстуки, по вечерам новости узнавали из программы «Время», где была одна «руководящая и направляющая» правящая партия.
Как выглядел типичный случай коррупции 80-х годов в СССР? Это сегодня сети супермаркетов борются за покупателя, стараясь заинтересовать его акциями, скидками, накопительными карточками, не говоря уже об ассортименте товаров. Как Вы воспринимаете это? Как должное. А 20 лет назад для нас за счастье было купить ту же колбасу из-под прилавка, договорившись предварительно с заведующим либо кем-то из продавцов. Но ведь это тоже была коррупция. Мелкая, бытовая, но коррупция: продавец использовал свое служебное положение, чтобы заработать. Где же этот вид коррупции сегодня? Он устарел, а устаревшие отношения отмирают. Представьте, если сегодня кто-нибудь из работников торговли попытается повторить такой старый фокус? Его просто засмеют. На колбасу из-под прилавка сегодня нет спроса. А значит, нет смысла и в продаже товаров за взятки. Если сравнивать в разрезе 20 лет, то отношение нас как покупателей не просто изменилось, а развернулось на все 180 градусов.
Целенаправленные усилия по изменению сознания работают. Например, советский стереотип о том, что коррупция – это банальное взяточничество – действует до сих пор. Даже сегодняшние социсследования показывают, что для абсолютного большинства украинцев коррупция – это, прежде всего взятка. Но ведь сама коррупция за это время шагнула далеко вперед, приобрела новые виды и формы.
Именно поэтому задача нашего государства – создать необходимые условия. А задача общества – воспользоваться этими условиями, чтобы максимально изжить коррупцию из нашего обихода. С этой точки зрения антикоррупционные законы, соавтором которых я являюсь, – например, о мониторинге расходов чиновников или о конфликте интересов – это также средство для изменения сознания. Ведь они позволяют дать определение новым видам коррупции – например, когда чиновник за «решение вопроса» не получает деньги в конверте, зато его зять покупает в автосалоне машину за половину стоимости. Предлагаемые в указанных законопроектах механизмы позволят отслеживать такие случаи, квалифицировать их как коррупцию и выводить коррупционеров на чистую воду. То есть, те случаи, которые до этого коррупцией не считались, теперь будут отслеживаться и наказываться компетентными органами.
Давайте взглянем на ситуацию еще с одной стороны. Мы говорим о том, что в нашей стране сформировался коррупционный тип сознания, то есть, около 70-80% людей считают решение любых вопросов за взятку абсолютно нормальным порядком вещей. Но ведь есть еще 20-30% наших граждан, которые так не считают. То есть, наравне с коррупционным, существует и другое отношение к взяточничеству, «откатам» и схемам. Отношение, которое если и не осуждает, то уж точно не одобряет такой порядок вещей. Значит, отрицательное отношение к коррупции возможно – не только в теории, но и на практике.
Изменение сознания начнется, когда мы поменяем ракурс своего взгляда на коррупцию. Когда каждый отдельный человек поймет, когда в голове будет связка «коррупция – уровень жизни». То есть, придет понимание, что за коррупцию мы платим разбитыми дорогами, некачественным медицинским обслуживанием, неработающим лифтом и так далее. Изменение сознания - это длительный и трудоемкий процесс, который требует постоянных усилий.
Еще одна связка – это, что «коррупция – это отсутствие перспектив», как для конкретного человека, так и для страны в целом. Но это уже тема для другого текста.