"Когда тени пигмеев столь велики, это значит, чтосолнце близится к закату"

Милтон Фридман



Навеяно прошедшими и предстоящимихождениями по чиновничьим кабинетам.

С каждойсменой власти в дурно пахнущей чиновничьей среде происходит очередное бурлениеэтой субстанции  с массовым вытеснением лишних из канализационной системысинекуры государственного управления. Куда ж податься сирым и несчастнымэкс-чиновникам?

А откудаберутся все эти, растущие словно грибы после дождя, бесчисленныенеправительственные общественные организации, комитеты всяческихконституционно-правовых контролей, общественные советы при ведомствах,грантоедные фонды и комиссии? В большинстве случаев их возглавляют вчерашние,оставшиеся не в удел чиновники.

Типичнаякартина – накосил денег на коррупции да откатах, но в какой-то момент времениголодные из нового клана (сейчас - донецких) в ультимативной форме"попросили" уйти. Что делать дальше, если делать-то ничего не умеем,кроме как брать взятки и раздувать щеки? Выход есть! Создавать всяческиеобщественные объединения, по возможности примазываясь к присосавшимся к корытублагодетелям и растопыривая пальцы среди тех убогих, которых удалось в этиструктуры привлечь.

За 20 летбизнесовой практики ни разу не довелось встретить "слугу народа", прокоторого можно было бы сказать – вот человек на своем месте. Классныйспециалист, хороший управленец и профессионал своего дела. А возможно, простотакие не попадались. Хотя, думается, нормальных и грамотных людей в системепросто нет. Они в своей массе неспособны даже организовать субботник наподведомственной территории, направляя мыслительные процессы скудных умишекисключительно на то, как украсть из этого мероприятия очередные грабли.

В подбореруководящего персонала для государственных организаций однозначно присутствуетопределенный умственный ценз. Умеешь читать по складам – можешь служить. Ноесли в состоянии изложить прочитанное своими словами – не быть тебе чиновником.Слишком умный.  Сплошное, в общем, кладбище талантов.

Эффективностьи методы работы дорвавшихся до корыта "народных слуг" в большейстепени предопределены их происхождением, образованием и впитанной с молокомматери ментальностью. Если человек вырос в сарае, выучился на строителя и емупоручили построить дворец – он построит большой сарай. Если президент страныимеет две судимости, а вся его пристяжь еще недавно ботала на фене и каталасьна стрелки, неудивительно, что в стране уверенно насаживаются уголовныепорядки, а европейские и мировые политики от нас шарахаются уже как от чумы.

Посколькуделать эта публика ничего по-настоящему не умеет, но является своеобразной кастой,некоторых персонажей после отставки прячут на нижестоящих постах, дабы нетеряли ранга государственного служащего, а уж те, кто вылетел с треском,пытаются реабилитироваться в чуждой для них предпринимательской среде.

Основныеприметы касты "слуг народа" - круговая порука и стремление толкатьопальных и проштрафившихся  в центр "стада", чтобы они выжили, апротекционизм приводит к тому, что в креслах руководителей министерств иведомств оказываются люди с интеллектом питекантропа.

Частьчинуш, которых в системе сохранить не удалось, пытаются создавать разнообразныепсевдо-государственные организации (ну а как иначе назвать очередной созданныйкоррупционерами комитет по борьбе с коррупцией, фонд поддержки Юрия Деточкинаили союз "меча и орала"?).

Основныеих источники дохода не отличаются разнообразием.

Продажаидиотам грозных удостоверений, которыми можно пугать разве что бабушек уподъезда. Вымогательство денег у предприятий под соусом каких-то проверок(наподобие анекдотичного Комитета по защите прав потребителей, что вполнеподпадает под ст.190 УК "Мошенничество"). Ну, а если повезет,участие в распиле предвыборных партийных бюджетов.

Остальныеприсоединяются к когорте тех, кого сами до недавних пор доили – становятсяпредпринимателями, пуская в оборот деньги, заработанные нелегким трудом (читай–взятками, вымогательствами и воровством).

Многодоводилось видеть подобных собственников. Опыт и привычки государственнойслужбы редко проходят бесследно. А посещение таких компаний каждый разоставляет неприятный осадок. Симбиоз бардака и деспотичного управления. Чембольше деспотичности, тем больше удовлетворения получает такой горе-директор.Денег то он еще на государственной службе насобирал, а желание власти – естьсамоцель.  Впрочем, это болезнь.

И еще одноценное наблюдение. У этих "полубогов" с распухшим чувствомсобственного величия, бизнес обычно долго не живет. Попав когда то из грязи вкнязи, поболтавшись на вольных хлебах, словно дерьмо в проруби, онивозвращаются в исходное состояние, а именно в грязь. И, наверное, этоправильно.