Так ихочется представить картинку в розовых тонах – процветающая Украина, в которойвести бизнес стало легко и просто, слово «коррупция» считается архаизмом, всудах и правоохранительных органах работают добрейшей души люди, амноготысячную армию оборзевших до полного изумления  чиновников - дармоедов разогнали поганойметлой. 
 
Думаете, еслинаступит такая сказка, все инвестиционные прожекты будут внедряться так жерадужно и красиво, как написано в бизнес-планах? И уже не будет зарастающихберезками на крышах заброшенных недостроев, потерянных денег, невозвращенныхкредитов? Не с нашим, как говорится, счастьем.
Да, встране отвратительный инвестиционный климат. Да, правовой нигилизм. Да,неблагоприятное для бизнеса налоговое давление. Да, риски рейдерских отжимов.
Но всеэто вторично. Первичен же повальный непрофессионализм. 
 
Если просуммироватьвсе деньги, бестолково закопанные несостоявшимися инвесторами в украинскуюземлю, наверняка выйдет несколько сотен миллиардов долларов. Только вокругКиева пустуют огромные массивы земли, которые когда то купили инвесторы,понадеявшись на «авось».
Авосьможно убрать стратегические сервитуты.
Авосьпоменять целевое назначение.
Авосьпостроить, а потом узаконить.
Авосьначать строить, а затем искать недостающее финансирование.
Авоськупить контрольный пакет акций завода, не проведя предварительную экспертизу.
Авосьзапустить производство, а потом думать, где брать персонал и как решатьпроблему с транспортной логистикой…
Ну, и такдалее.
Расчет на«авось» и непрофессионализм исполнителей гарантировано убивает практическилюбой инвестиционный проект.
Многиеинвестиционные проекты, которые реализуются в Украине, не достигают планируемыхпоказателей эффективности, а то и вовсе замораживаются, вовсе не из-занеблагоприятной внешней среды. Основной проблемой всегда был, есть и будетчеловеческий фактор.
Людямсвойственно ошибаться, но цена таких ошибок может быть несоизмеримой. Причем,платит за них инвестор, в то время как топ-менеджмент проекта попросту уходитискать себе новую работу или очередного инвестора.
Незнаниепредмета, игнорирование законодательных норм, халатность, а то и банальноеворовство. Цена этому со стороны инвестора – буквально закопанные в землюмиллионы евро. Со стороны же руководителя проекта единственной потерей чащевсего есть запись в трудовой книжке по собственному желанию.
Частичноупреждение потенциальных проблем можно осуществлять введением таких органовуправления как:
-Советдиректоров;
-Ревизионнаякомиссия;
-Наблюдательныйсовет.
Такжеможно иногда передавать на аутсорсинг дублирование экспертизы по юридическим,строительным, технологическим или иным вопросам. 
 
Вместе стем зачастую происходит так, что:
- юристне компетентен в маркетинге
- главныйинженер не силен в земельном праве
-маркетолог мало что понимает в технологических процессах
-финансист не поймет обоснования маркетингового бюджета
-начальник безопасности может прозевать хитрую откатную схему 
 
Такимобразом, профильные специалисты, отвечающие за контроль над реализацией проектав рамках своего функционала, могут не видеть общей картины.
Безусловно,введение подобных органов управления может частично упреждать возникновение многих проблем. Но ошибатьсясвойственно всем. 
 
Каким же образом по максимумуобезопасить инвестиционный капитал?
Помимоорганов управления необходимы находящиеся над проектом советники, уровенькомпетенции которых позволяет оперативно выявлять любые потенциальные проблемы.Такие специалисты обязаны иметь многолетнюю успешную практику реализацииинвестиционных проектов в самых разных отраслях экономики. Их практический опытдолжен выражаться не только в профессиональном подходе к узкоспециальнымвопросам, но и умении решать нестандартные задачи, находящиеся на стыкеотраслей. 
 
Искатьподобных профессионалов на рынке труда скорее всего бесполезно, исходя из того,что такие люди, как правило, работу не ищут.  Необходимы находящиеся над проектом советники,компетенции которых позволяют оперативно выявлять любые потенциальные проблемы.Причем, не давать какие-то гипотетические советы, а фактически дублировать работуосновной проектной группы.
Значит,надо искать привлеченных консультантов. И здесь начинается самое интересное. Проблемавыбора. 
 
Консалтинговыхкомпаний развелось, что блох на Жучке. Что, впрочем, неудивительно. Ведь ктоумеет – тот делает, кто не умеет – тот учит. А с не умеющими у нас никогда не было дефицита, притом, что даже общиефразы для своих бизнес - предложений они повально списывают друг у друга.
Сталоинтересно, каким же термином обозвать советников, находящихся надинвестиционным проектом, скажем так, helicopter view, компетенции которыхпозволяют, не упуская ничего, учитывать абсолютно все без исключения возможныефакторы.
А тутведь
ифинансовый анализ,
имаркетинг,
иземельное, строительное, корпоративное, трудовое право,
игеодезия,
ипроектирование капитального строительства,
иинжиниринг производства,
иинженерные сети,
и монтаж,
ивсяческие экспертизы, согласования, разрешительная документация, сертификация…,
итранспортная логистика,
и кадры,
ипроизводственные регламенты,
и еще добраятысяча всяких нюансов (места не хватит расписывать).
 
Собственно,наверное, проектный консалтинг.
 
Началгугглить по украинским компаниям, указывающим у себя на сайтах предоставлениеуслуг проектного консалтинга. Результаты поражают.
 
В топегуггла по выдаче киевская юридическая компания.
Простошедевр.
- Цельуслуги Проектный консалтинг  – это снижение либо устранениеюридических рисков и создание безопасных правовых условий для организации исуществования бизнеса.
 
Некая ITкомпания понимает термин «проектный консалтинг» как помощь в оценке и выборепрограммного обеспечения (т.е., сделать нелегкий выбор между MSP и Primavera).
 
PR-щикипосле дефиса к термину прилепили определение «расширение сферы межнациональноговлияния».  (А чего не межгалактического?Так ведь круче!) 
 
Маркетологипочему то уверены, что маркетинговый анализ проектов недвижимости – основная иконечная составляющая в любом проекте.
 
Недодевелоперы,которых в 2008-м году гарантированно уволили с должностей младших курьеровстроительных компаний,  считают, чтозанимаясь проектным консалтингом, они проводят анализ наилучшего использованиятерритории и разрабатывают концепцию объекта недвижимости.
 
А кое-какиесоциальные тренеры (с HR и психологическим уклоном) уверены, что весь смысл вбизнес-процессах системы управления человеческими ресурсами.
 
Ну и такдалее.
 
Каждыйсверчок хвалит свой шесток, не видя общей картины и даже не догадываясь о еесуществовании. При этом они приходят на предприятие с позиции «более умного иопытного» и чаще всего, чтобы не потерять клиента, дают советы, которые онитолько что выдумали. В общем, всегда найдутся эскимосы, которые выработают дляжителей Конго директивы поведения в самый разгар жары.
 
Фактически,само понятие консалтинга как деятельности, к сожалению, дискредитированомногочисленными дилетантами, которым непостижимость не есть помехой. Возможно,здесь даже не помешал бы институт лицензирования, раз рынок самостоятельно не всостоянии устаканить такое обилие пены.
Одноплохо, в этой стране любое регулирование превращается исключительно в очереднуюкормушку для «покращувателей».