"Красная фурия" всех сильней!
Горький вкус поражения
Наши футболисты хоть и не вышли из группы, тем не менее, лицом в грязь не ударили. Победа над шведами и два поражения от французов и англичан не позволили продолжить борьбу за главный европейский трофей. Можно сокрушаться: не будь ошибки венгерского судьи Виктора Кашшаи, не заметившего гола в ворота англичан, события могли развернуться совсем по-другому. Но это спорт, фортуна была не на нашей стороне.
Команда Блохина проявила неплохие качества. Это было оценено болельщиками, у них не было претензий после поражения от англичан. После финального свистка тренер вывел команду на поле «Донбасс Арены» и этот поступок был встречен аплодисментами. Проигрывать тоже нужно уметь.
Специалисты рассуждают о будущем сборной, надеются на успех в отборочных играх, предшествующих бразильскому чемпионату мира, который состоится через два года на американском континенте, лучших игроков заприметили европейские клубы, вновь на повестке дня проблема развития детского и массового футбола.
Но поговорить хочется о другом. Стал ли европейский чемпионат событием, поспособствовавшим мир по-новому взглянуть на нас, и как этому содействовала национальная элита и рядовые граждане?
После Кардиффа
Решение о проведении европейского первенства в Украине и Польше было принято в апреле 2007 года в валлийском Кардиффе на заседании исполкома УЭФА. Надо признать, что до самого голосования в это мало кто верил, поскольку в соперниках нашего дуэта были конкуренты, превосходящие Украину и Польшу, как в плане спортивных достижений, так и по наличию современных стадионов, гостиниц, аэропортов и дорог.
В борьбе за право принять чемпионат ведущей была украинская сторона. Помимо гигантских усилий, приложенных руководителем украинской футбольной федерацией Григорием Суркисом, нам сопутствовала политическая конъюнктура. Отголоски оранжевой революции, воспринятой в Европе как торжество демократических ценностей, сыграли в этом решении едва ли не решающую роль. Заявление украинских властей о полной и безоглядной евроинтеграции полностью вписывались в концепцию Евро-2012.
Но слова словами, а когда речь зашла о конкретных мероприятиях по подготовке чемпионата, оказалось, что ни президент Виктор Ющенко, ни глава Кабмина Юлия Тимошенко, ввязавшись в межклановую борьбу, реализовать взятые на себя обязательства в Кардиффе не собирались. Дело было спущено на самотек. Зарубежных партнеров кормили обещаниями, а все работы остались на точке замерзания. После президентским выборов 2010 года речь зашла о переносе соревнований из украинских городов и рассматривались различные варианты развития событий.
Спасти ситуацию удалось Виктору Януковичу. В первые месяцы после избрания на пост президента он провел ряд встреч с президентом УЭФА Мишелем Платини и добился его согласия не рубить с плеча. Переломить ситуацию удалось при помощи огромных финансовых вливаний и отказа от прозрачных хозяйственных решений, в частности, было разрешено выполнять работы и делать закупки, связанные с объектами Евро-2012 без тендерных процедур.
В итоге с задачей удалось справиться, а по многим параметрам даже лучше, чем это сделали более благополучные поляки.
На грани бойкота
Судьба Евро-2012 вновь оказалась под угрозой вначале весны этого года. По доброй украинской традиции свое же детище своими руками попытались задушить те, кто безмерно радовался решению УЭФА в 2007 году. Правда, тогда они были во власти, теперь оказались в оппозиции.
В апреле на теле Юлии Тимошенко, находящейся в Качановской колонии, появились синцы неизвестного происхождения. Ее защитники выдвинули версию об избиении заключенной охранниками пенитенциарного заведения. Используя контакты в европейских странах, представители оппозиции развернули пропаганду по дискредитации украинских властей, выступили с открытыми призывами к европейской общественности бойкотировать Евро-2012. Лозунг был таков: лидеры демократических стран не должны посещать украинские стадионы и сидеть в вип-ложе рядом с нерукопожатным украинским президентом.
Чаяния оппозиции совпали с прагматичной политикой ведущих европейских стран. Позиция лидеров Евросоюза базировалась на нескольких тезисах. Во-первых, испытывая огромные трудности в рамках самого Союза, связанные с реальными перспективами развала еврозоны, вести разговоры о каком-то его расширении за счет неадаптированной украинской экономики представлялись, по крайней мере, неуместными. Во-вторых, не выдерживая давления России, украинское руководство все больше склонялось к восточному вектору интеграции. Бойкот Евро-2012 в таких условиях мог оказаться лучшим поводом поставить Киев на место: куда вам, с «качановской демократией» в Евросоюз!
Эту тенденцию четко уловили западные средства массовой информации, и тут же сместили в более сенсационную плоскость. К тюремным будням Юлии Тимошенко добавили ходовые на Западе страшилки о расовой и гендерной нетерпимости, процветающей по обеим берегам Днепра. Статьи в ведущих европейских газетах, сюжеты на телеканалах не оставляли сомнений: речь идет о стране, где по улицам гуляют толпы диких и необразованных существ, готовых наброситься на каждого, у кого неприемлемый цвет кожи или разрез глаз. Апогеем этой пропаганды стало заявление бывшего капитана английской сборной по футболу Сола Кэмпбелла, пугавшего всех соотечественников, кто осмелиться приехать на футбол в Харьков или Донецк, перспективой вернуться домой в цинковых гробах.
Опровержение мифов
К счастью, чемпионат прошел в запланированном режиме. Значительная заслуга в этом президента УЭФА Мишеля Платини, не поддавшегося на давление политиков. Подводя итоги чемпионата, он выразил благодарность украинцам и полякам за успешное проведение турнира. По его мнению, «Украина и Польша установили новую планку стандарта проведения чемпионата Европы, тянуться к которой остальным будет теперь тяжело».
За время соревнований в Украине побывало более 8 миллионов гостей. Болельщики из разных стран были приятно удивлены искренним радушием украинцев, нашим гостеприимством. За все время не случилось ни одного серьезного конфликта. Неплохо сработали правоохранительные органы, армия волонтеров. Языковый барьер, который накануне мероприятия вызывал серьезные опасения, оказался легко преодолимым.
С грустью уезжали голландцы из Харькова, шведы и испанцы из Киева.
Не получилось так ожидаемой оппозицией блокады «режима Януковича». Спорт оказался выше политики. Даже возглавившая, было, кампанию по бойкоту Евро-2012 в Киеве Ангела Меркель не исключала возможность своего присутствия на Олимпийском в Киеве. И лишь проигрыш немецкой команды в полуфинальном матче итальянцам снял этот вопрос с повестки дня.
Тем не менее, поддержать свои сборные, прошедшие в финал чемпионата Европы по футболу, в Киев приехали президент Италии Джорджо Наполитано, премьер-министры Италии и Испании Марио Монти и Мариано Рахой соответственно и наследный принц Испании Фелипе Хуан Пабло Альфонсо с принцессой Летицией. Посмотреть финальный матч на стадионе «Олимпийский» прибыли также президенты Польши Бронислав Коморовский, Грузии Михаил Саакашвили, Таджикистана Эмомали Рахмон, Армении Серж Саргсян и Белоруссии Александр Лукашенко.
…Чемпионат завершился. Увлеченные событиями на стадионах миллионы украинцев возвращаются в мир суровых будничных проблем. За эти дни все мы стали чуть добрее и терпимее к окружающим. Украина стала чуть более узнаваемой за границей. Футбол объединил все украинцев вокруг одной надежды и мечты: а может быть, когда-нибудь и мы научимся играть, как испанцы!