Четыре взрыва в Днепропетровске, прогремевшие 27 апреля, абсолютно абсурдные и немотивированные, ставят вопрос перед обществом и властью: действительно ли страна неумолимо приближается к  хаосу… Если управляемому, то  кем?

Шок на улице Карла Маркса 

По телеканалам, в газетах и интернет-сетях муссируется одна и та же информация, испещренная более или менее устрашающими комментариями. Политики нагнетают страсти, пытаясь убедить общество в причастности к трагедии своих оппонентов. Среди множества самых различных комментариев встречаются рассказы очевидцев, самих жителей города.

Эти свидетельства наиболее ценные.

Юлия Коваль, юрист: «Шок. Идешь по центральной улице города. Взрыв. Гудят все припаркованные в округе машины. Дым. Адреналин. Чья-то боль. Кровь. Слезы. Скорая помощь. Паника. Зеваки. Толпа. Милиция. Перекрыто движение. Красные ленты, ограждают целые участки проспекта. Не пройти, обходишь дворами. Телефон не звонит, пишет «только экстренные вызовы». На вокзале эвакуация. Ложная тревога. Городские сайты, форумы перегружены. Так в чем же смысл? Может быть, в том, чтобы закрыть браузер, выключить телевизор и просто подумать. И действовать противоположно целям, которые пытаются вмонтировать методами террора в наше сознание. Жить своей жизнью, жить своими интересами. Жить для себя, своих детей, родителей, родных и близких, друзей. Жить своим умом».

Валентина Целковцева, пострадавшая: «Мы ехали в своей машине и в это время, как переезжали рельсы рядом с трамвайной остановкой. Откровенно говоря, я не поняла, что случилось, пришла в себя только после того, как все произошло. Мне сказали, что был взрыв и меня ранило».

Сергей Рыженко, главный врач Днепропетровской областной больницы имени Мечникова: «Раненые находятся в операционной и, к сожалению, одному мужчине почти оторвало руку. Спасти ее не удалось, пришлось ампутировать - очень тяжелая травма оказалась».

Пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи, – 29 человек. Кто поднял руку на мирных граждан в гостеприимном городе на Днепре?

Политический резонанс

В первые часы после трагедии власть и оппозиция обменялись резкими взаимными обвинениями. Премьер-министр Николай Азаров сразу же заявил, что за взрывами стоят те, кто работает на дестабилизацию в стране: «Выгодно тем силам, которые... действуют по принципу “чем хуже, тем лучше”, - чем хуже простым людям от этой ситуации, тем больше можно обвинять действующую власть и получать на этом какие-то дивиденды».

Дальше инициатива перешла в руки оппозиции. Заместитель главы партии «Батьківщина» Александр Турчинов считает, что целью взрывов в Днепропетровске было «запугать людей»: «Уже сейчас можно четко сказать, что власть несет за это полную ответственность». Оппозиционные политики хором поддержали эту версию, обвиняя во всех смертных всех, кто на Банковой и Грушевского, вплоть до главы государства.

События в Днепропетровске обеспокоили мировую общественность, Европейский Союз. Верховный представитель ЕС Кэтрин Эштон заявила, что «шокирована и обеспокоена» сообщениями о взрывах и предложила Украине помощь от имени ЕС. С осуждением взрывов выступила также Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

С соответствующим заявлением выступили лидеры Российской Федерации, предложив Украине помощь в раскрытии преступления.

В заявлении Европейского союза футбольных ассоциаций выражается уверенность в том, что во время чемпионата Европы по футболу, который пройдет в июне в Польше и в Украине, будет обеспечена безопасность, и события в Днепропетровске не повлияют на успешное проведение первенства.

Президент Польши Бронислав Коморовский отметил, что события в Днепропетровске беспокоят Варшаву в контексте проведения Евро-2012.

Версии

Служба безопасности Украины заявила о 6 версиях преступления, которые легли в основу расследования. Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель СБУ Игорь Калинин. Однако назвать их отказался – пока это тайна следствия.

Тем не менее цифра 6 уже стала магической среди политиков и экспертов. В зависимости от взглядов и принадлежности к тем или иным политическим силам, авторы лишь в разном порядке расставляют эти версии, исключая политически неудобные.

Версия первая. Власть пытается отвлечь внимание от дела Тимошенко, дать повод ввести в стране чрезвычайное положение, сорвать выборы.

Однако аргументы «против» перевешивают все доводы сторонников такого сценария. До выборов еще очень далеко, если бы такое намерение было, нечто подобное можно было бы организовать в начале осени, когда был бы более-менее понятен исход выборов. Сегодня вся социология достаточно благоприятна именно для партии власти. Что касается попытки отвлечь общественность от дела Тимошенко, то неприятный для власти инцидент с гематомами на теле осужденной появился буквально за несколько дней до днепропетровских взрывов, а такие вещи, как организация серии взрывов, требуют тщательной подготовки. К тому же в любом случае, вне зависимости от того, кто стал организатором и исполнителем терактов, вся ответственность ложится на органы исполнительной власти.

Не политические мазохисты же, на самом деле, сидят на Банковой!

Версия вторая. Оппозиция пытается дестабилизировать ситуацию в стране, добиться еще большего давления на власть извне, организовать массовые протесты и при удачном стечении обстоятельств вынудить правительство уйти в отставку или хотя бы освободить Тимошенко из-под ареста.

Но зачем оппозиции организовывать акцию именно в Днепропетровске, родном городе Юлии Тимошенко, таким образом, подставляя под подозрение сторонников экс-премьера. Да и сам накал политических страстей, связанных с инцидентом в Качановской колонии, автоматически угасает на фоне более резонансных событий в Днепропетровске.

Версия третья. Срыв Евро-2012. Объективно это может быть выгодно тем структурам, которые уступили право принимать чемпионат в Днепропетровске и таким образом мстят более удачливым конкурентам. Непонятно тогда, зачем выбран город, куда болельщики из Европы не приедут? 

Версия четвертая. Иностранный след. Взрывы стали предупреждением украинским властям и специально были организованы таким образом, чтобы жертв было как можно меньше, а тяжесть ранений – ограничена. Ведь бомбы были безоболочными, и поражающими элементами был только гравий, стекло да кусочки развороченных урн. Но кому из внешних «друзей» так насолила украинская власть?

Версия пятая. Криминальные разборки. Две недели назад в этом же городе произошло резонансное убийство крупного предпринимателя Геннадия Аксельрода. Ранее на него уже покушались, тогда взрыв в кафе, где бизнесмен обедал со своим партнером Геннадием Корбаном, лишь чудом не закончился жертвами. Но почему месть такая безадресная, а жертвами оказались абсолютно непричастные к криминалу люди?

Версия шестая. Акция психопата-одиночки. При всех минусах она не лишена смысла. Брейвик в Норвегии, убивший почти восемь десятков сограждан, претендуя на роль «санитара общества», французский террорист Мохаммед Мера, расстрелявший несколько военных и школьников в Тулузе, подобные акции в американских университетах и школах, все эти случаи не позволяют сбрасывать эту версию со счетов.

Аппетиты «эффективных собственников»

Немного поостыв, большинство аналитиков, включая политически непримиримых, сходится на том, что ни власть, ни оппозиция к трагедии в Днепропетровске не причастны. Конспирологическая версия об иностранном заговоре тоже не выдерживает критики. Маловероятно появление в городе «украинского Брейвика». Следствие, по последним заявлениям руководства службы безопасности, значительно продвинулось в поисках мотивов преступления, передав в средства массовой информации фотороботы предполагаемых исполнителей терактов.

Итак, в сухом остатке – неполитические разборки. Проще списать все на рецидивы девяностых, выследить пару-тройку «отмороженных», похожих на предъявленные общественности фотороботы, если их по недосмотру оставили в живых, и на этом поставить точку. К европейскому чемпионату страсти улягутся, заказчики останутся в сторонке, пелена благополучия на какое-то время затмит неразрешимые противоречия.

Но днепропетровские взрывы высветили крайне неприглядные стороны украинской действительности. Помимо политических разборок в треугольнике Банковая – Туровская – Качановка (для читателей напомню, что на улице Туровской находится главный штаб партии «Батьківщина» и всей официальной оппозиции), возникают и развиваются конфликты интересов по всей стране. Речь идет, прежде всего, о переделе собственности.

Приватизировать, за исключением нескольких энергетических компаний, железнодорожного транспорта, газотранспортной системы да еще десятка-другого не столь прибыльных государственных предприятий, - уже нечего. Имущество теперь можно только отнять у соседа. Особенно, если он не так близок к структурам власти и не в состоянии защитить свои заводы и пароходы при помощи «ОМОНа» или «Беркута». Аппетиты «эффективных собственников» не знают границ. Их покровители находятся в высоких властных кабинетах. Те, кому в эти кабинеты сегодня дорога заказана, вынуждены выводить свой бизнес за границу, принимать предложения более удачливых конкурентов, от которых отказаться никак нельзя, либо мстить и запугивать, как это было в девяностые.

Как это случилось в городе на Днепре 27 апреля.

Борьба за собственность может оказаться более опасной для государства, чем все противоречия по национальным, языковым, интеграционным и прочим ценностям. И это уже будет совсем не то государство, которое мы хотели построить. Если оно состоится вообще.