Возвращение неуловимого майора
Самый загадочный украинский "шпион" Николай Мельниченко практически сдался властям. Сначала его арестовали у трапа прилетевшего из Америки самолета, потом два дня продержали в следственном изоляторе, и, наконец, под смехотворную сумму залога выпустили, взяв обещание не покидать место жительства без разрешения следователя.
Возвращение блудного майора за несколько дней до парламентских выборов вызвало массу предположений. От него ждали убийственного предвыборного компромата, на который он выменял свое право вернуться домой и не получить срок по суровой статье об измене родине. В итоге – ни того, ни другого.
Освежим в памяти героические похождения бравого президентского охранника.
Десять лет назад майор Мельниченко взорвал информационную бомбу, опубликовав записи из кабинета президента Кучмы. Главное обвинение заключалось в заказе главой государства убийства журналиста Георгия Гонгадзе. С той поры его записи подвергали десяткам экспертиз, которые давали взаимоисключающие результаты, их использовали в своих интересах десятки политиков. Тем не менее, доказать подлинность записей никто не смог.
4 января 2001 года Генеральная прокуратура Украины возбудила против Николая Мельниченко уголовное дело по обвинению в клевете и подделке документов, объявила его в розыск и выдала санкцию на арест. В апреле 2001 года Мельниченко получил политическое убежище в США. В ходе парламентской избирательной кампании 2002 года Мельниченко был 15-м номером избирательного списка Социалистической партии Украины, однако ЦИК отказал ему в регистрации.
22 сентября 2004 года Генпрокуратура обвинила Мельниченко в искусственном создании вещественных доказательств по делу об убийстве Георгия Гонгадзе - монтаже пленок. После смены власти 1 марта 2005 года генеральный прокурор Украины Святослав Пискун закрыл дела против Мельниченко. На следующий день он заявил о раскрытии дела об убийстве Гонгадзе и призвал Мельниченко вернуться в Украину, гарантируя ему неприкосновенность.
В «оранжевые времена» о Мельниченко забыли, хотя он всячески пытался напомнить о себе. 22 марта 2011 года заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин заявил, что пленки Мельниченко признаны вещественным доказательством и Леониду Кучме вновь было предъявлено обвинение. Однако 23 июня 2011 года Печерский районный суд не согласился с доводами прокуратуры, и постановил возобновить уголовное дело против Николая Мельниченко. 23 сентября 2011 года Николая объявили в розыск, в августе нынешнего он был задержан в аэропорту Неаполя, однако через десять дней был освобожден из-под стражи и экстрадирован в США, где он находился под действием программы защиты свидетелей.
И вот он по доброй воле опять в Украине. Оказавшись вне стен следственного изолятора, майор не изменил своему стилю. Теперь он жалуется, что за ним следят враги. Оказывается, находясь под следствием, майор имеет доступ к информации силовиков и без труда обнаружил, что его сопровождают автомобили с номерами, которые в базе ГАИ отсутствуют. Из этого он сделал вывод, что на его бесценную жизнь готовится покушение. Экс-майор сделал громкое заявление о том, что оставляет за собой право, несмотря на данные суду обязательства, оставить территорию Украины, поскольку видит реальную угрозу своей жизни.
Выглядит все это странно и неубедительно. Похоже на некую игру, затеянную властью с использованием давно заезженной пластинки. Судя по всему, ничего нового экс-майор следствию сообщить не сможет. По большому счету, у него никакой эксклюзивной информации никогда и не было. Он, наравне с нашумевшими пленками, всегда был лишь носителем компромата.
Эта роль Николаю пришлась по душе, и вот уже десять лет примеряет на себя маску то ли Джеймса Бонда, то ли неуловимого Джо. В стране, где «буйных мало», Мельниченко имеет полное право эту нишу заполнять по полной программе. Каков с него спрос? А вот участие в играх в шпионов и преследователей на свежем воздухе, которое демонстрируют уважаемые силовые структуры, ставит под сомнение профессионализм людей из солидных офисов на Владимирской и Резницкой.
На самом деле, сколько можно ловить неуловимого майора?