Страховой случай и сроки давности
Согласно Постановления Судебной палаты в гражданских делах Верховного суда Украины от 17 февраля 2016 года №6-2471цс15: страховщик, который выплатил страховое возмещение по договору имущественного страхования, в пределах фактических расходов имеет право требования к лицу, ответственному за убытки на протяжении общего строка исковой давности, ход исчисления которого начинается со дня наступления самого страхового случая.
Кроме срока исковой давности, указанным выше решением Верховного суда Украины были определены порядок выплат по страховых случаям и порядок взаимодействия страхователя, страховщика и лица, виновного в причинении убытков страхователю. Если коротко, выводы суда заключаются в следующем: страхователь по договору со страховщиком, в том случае, если тот выплачивает ему возмещение страхового характера, в объеме, необходимом для покрытия фактического ущерба, передает ему право предъявлять требование к ответственному за понесенные убытки лицу. За счет этого лица страховщик возмещает свои расходы на страховое возмещение. Срок исковой давности, в течение которого он может реализовать свое право, составляет три года. Этот период начинает истекать с того момента, когда наступает страховой случай.
Должна сказать, что суд вынес такое решение с предпосылками на положения 512-ой и 514-ой статьям ГК Украины, которые информируют об обязательстве кредитора и указывают на то, что вместо самого кредитора может выступать другое лицо, на которое законодательство возложит его обязательства. Нормы, регулирующие эту возможность, прописаны в 993-ей статье ГК Украины и 27-ой статье страхового Закона Украины «О страховании».
Таким образом, эти статьи гласят о том, что страховщик, выполнивший свои обязательства перед страхователем, согласно заключенному между ними договору о страховом возмещении, в объеме, соответствующем фактическим расходам, получает от него право предъявлять требования к лицу, несущему ответственность за нанесенный ущерб. Несомненно, к тому времени, как страховщик фактически осуществил выплаты, не наступил этот юридический факт, у него не возникает права, он может защитить. Право предъявления претензий страхователя к лицу, повинному в его убытках различного рода, с момента выполнения всех пунктов соглашения между страхователем и страховщиком, переходит к последнему. В свою очередь, бесспорно, что сам страхователь это право теряет.
Должна обратить внимание на то, что нужно внимательно читать ч.6 ст.261 ГК Украины, которая гласит: «По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается со дня исполнения основного обязательства». А ст.262 ГК Украины говорит о том, «что замена сторон в обязательстве не изменяет порядка исчисления и течения исковой давности». То есть очевидно, что законодатель четко различает: есть регресс и есть замена стороны в обязательстве.
Кроме того, Верховным судом Украины было высказано мнение о том, что в данной ситуации происходит замена выгодоприобретателя. Таким образом, лицо, допустившее возникновение страхового случая, не несет новых обязательств по возмещения ущерба и второму лицу. В данном случае происходит просто смена кредитора. Им становится уже не страхователь, а страховщик, к которому на законном основании — заключение договора и выполнение его условий — перешло его право предъявлять претензии потерпевшего к виновнику произошедшего.
Более того, в анализируемом деле, суд отметил, что сам факт того, что причинивший ущерб страхователю, не причинял его страховщику, в этом вопросе ничего не меняет. Виновник несет материальную ответственность за совершенное перед страховщиком в том же объеме, в котором нес бы ее перед пострадавшим. То есть сохраняются те же обязательства, в тех же пределах и с такими же условиями, какими они являлись до момента вступления в силу прав страховщика у виновника перед пострадавшим. Исключением являются условия договора или законодательные нормы, которые предусматривают иное. В целом же права и обязанности страхователя переходят к страховщику в полном объеме.
От себя должна напомнить и то, что для страховых компаний хорошо известной является формулировка статьи 27 Закона Украины «О страховании», в соответствии с которой к страховщику, который выплатил страховое возмещение по договору имущественного страхования, в пределах фактических затрат переходит право требования, которое страхователь или другое лицо, получившее страховое возмещение, имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Обосновывая свое право на возмещение в судебном порядке, длительное время, помимо статьи 27 Закона Украины «О страховании», истцами также указывалась статья 1191 Гражданского кодекса Украины, предусматривающая право регресса к виновному лицу. По общему правилу считалось, что обращаясь в суд с требованием о возмещении выплаченного страхового возмещения, страховая компания реализовывала свое право регресса.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: если страховщик выполнил свои обязательства перед страхователем по страховому возмещению ущерба, само деликатное обязательство остается в силе. Это связано с тем, что виновная сторона, допустившая страховой случай в отношении страхователя, не возместила ему понесенный ущерб.
Переход прав в отношении виновника от пострадавшего к страховщику ничего не меняет в установленных правилах относительно срока исковой давности и момента, когда он начинает исчисляться. Об этом информирует 262-ая статья ГК Украины.
Верховным Судом Украины в Постановлении от 17 февраля 2016 года №6-2471цс15 чётко отмечено, что для страховщика, в полном объеме выполнившего свои обязательства перед страхователем и получившего его права в качестве кредитора по деликатному обязательству, сроком исковой давности являются те же временные нормы. То же самое касается и момента его исчисления — оно датируется днем наступления страхового случая.