Наше благополучие зависит

 от наших собственныхрешений.

Д. Рокфеллер

 

После долгих обсужденийразных вариантов обеспечения безопасности государства в конце декабря ВерховнаяРада конституционным большинством отменила внеблоковый статус Украины, которыйбыл зафиксирован в Законе «Об основах внутренней и внешней политики», принятом нескольколет назад. По мнению военного эксперта Игоря Козия, отказ от подобного статусапоможет Украине вернуться в международное правовое пространство, тем не менее,для многих украинцев открытым остается вопрос – от чего все-таки отказаласьнаша страна и что означает внеблоковый статус государства в современном мире?

Начнем с того, что вмеждународном праве четкого определения «внеблоковости» не существует. Так, вЗаконе Украины редакции 2010 года этот термин расшифровывался как «неучастиеУкраины в военно-политических союзах», что, впрочем, по факту не мешало нам тесносотрудничать с некоторыми из них. К тому же, невзирая на то, что Закон былизменен, нормы внеблоковости остались во многих законодательных актах, в томчисле в военной доктрине, регулирующей отношения в сфере военной политики иобороны. Следовательно, для полноценного отказа от этого статуса властям еще предстоитподготовить изменения в основные документы с учетом современных обстоятельств.

По сути, внеблоковый статусможно обозначить как внешнеполитический курс, который определяется государствомсамостоятельно и всегда может быть пересмотрен им в одностороннем порядке. Внеблоковостьможно назвать примером создания неопределенных международных обязательств или однимиз вариантов нейтралитета, однако отожествление двух этих понятий будет являтьсязаблуждением, так как ключевым отличием внеблоковости от нейтралитета являетсяотсутствие каких-либо гарантий или международных подтверждений со стороныдругих стран.

Нейтралитет, напротив,имеет определение в международном праве и является особым правовым статусомгосударства, которое принципиально уклоняется от участия в войнах и военныхдействиях других стран в военное время, и в военно-политических союзах и блокахв мирное время. Так, на время войны между другими государствами нейтральнаястрана не предоставляет собственные вооруженные силы и территорию враждующимсторонам, а также равнозначно относится ко всем участникам конфликта. Тем неменее, на сегодняшний день большинство европейских стран, называющих себянейтральными, проводят политику, которая отличается от нейтралитета в его классическомпонимании. И одной из главных особенностей такой политики являетсясотрудничество с НАТО и другими международными организациями, к чему,собственно, и стремится Украина.

Таким образом, отказ отвнеблокового статуса стал для нашей страны снятием собственных ограничений ввыборе внешнеполитического курса, в рамках которого можно как сохранятьнейтралитет, так и вступать в военно-политические союзы. К тому же, какотмечается в пояснительной записке к обновленному Закону, с этим решением уУкраины появилась возможность создать дополнительный механизм защитыцелостности и государственного суверенитета. Тем не менее, как известно, отменавнеблоковости вовсе не означает полноценное членство в СевероатлантическомАльянсе. По разным оценкам экспертов на проведение реформ, приведениеукраинского законодательства в соответствие с критериями НАТО, получение планадействий по предоставлению членства, дальнейшее проведение референдума,получение поддержки населения и подачу заявки на вступление в альянс может уйтидва, пять, а то и целых двадцать лет. Тем более следует учесть, что в составальянса не принимают страны, у которых есть неразрешенные территориальныеспоры.

Как правильно заметилдиректор военных программ центра Разумкова Николай Сунгуровский, выполнение всехкритериев членства в Североатлантическом Альянсе - это продолжительный иобъемный процесс. Поэтому, как ранее заявил посол Украины при НАТО ИгорьДолгов, внутренние изменения в законодательстве просто открывают путь дляразвития отношений с НАТО и реформ в оборонной сфере государства.