Усильного всегда бессильный виноват.

И.А. Крылов

21 марта 2014 года вБрюсселе состоялось подписание Соглашения об ассоциации между Украиной иЕвропейским Союзом. Стоит отметить, что документ был подписан в редакции главыпрошлого правительства, но согласно договоренности сторон, акцент был сделан навыполнение политической части соглашения, несмотря на то что, по мнению многихэкспертов, разделить один документ на две части, Договор о зоне свободнойторговли (ЗСТ) и Соглашение об ассоциации с ЕС, невозможно. Тем не менее, поутверждению главы нового правительства Арсения Яценюка, в отличие отполитического блока, который вступил в силу сразу после подписания, экономическаячасть соглашения станет действительной в течение нескольких месяцев послезавершения в Украине президентских выборов.

Итак, в то, что стороныназвали политическим блоком вошли следующие части соглашения: Преамбула, Статья1, Разделы I, II и VII, а также Заключительный акт саммита между Украиной и ЕС.Содержание документа имеет достаточно небольшой объем, но это обстоятельство недолжно никого вводить в заблуждение, ведь именно на этих нескольких страницах былопределен внешнеполитический вектор Украины.

В так называемой политическойчасти соглашения регулируются вопросы политического взаимодействия,безопасности и борьбы с терроризмом, однако особое внимание в ней уделяетсяразоружению, нераспространению, контролю над вооружениями и экспортом оружия, атакже противодействию распространениюоружия массового уничтожения. Стоит признать, что данные пункты выглядятнастораживающе, ведь соглашаясь с ними вусловиях неспособности стран-гарантов Будапештского меморандума гарантироватьтерриториальную целостность Украины,нашегосударство фактически берет на себя обязательства не возобновлять ядерныйстатус, невзирая на то, что вполне вероятно, это решение стало бы эффективноймерой в плане укрепления национальной безопасности.

Безусловно, в случаевосстановления ядерного статуса Украина потеряла бы очень много. Речь идет обэкономическом факторе, всевозможных санкциях, ухудшении отношений смеждународными партнерами, потере имиджа мирного государства и попадании вамериканский и европейский список стран-изгоев наряду с Северной Кореей иИраном. Тем не мене, прецедент, в основе которого лежит нарушениестранами-гарантами своих обязательств, и последние события в стране, связанныес потерей значительной части территории, подрывают доверие к процессунераспространения ядерных вооружений и вызывают небезосновательную обеспокоенностьотносительно нерушимости государственных границ, к чему, собственно, иапеллируют сторонники идеи ядерной державы.

По мнению экспертавоенных программ Центра Разумкова Алексея Мельника, абсолютно очевидно, что насегодняшний день на территории Украины, которая когда-то обладала третьим вмире по своей мощи ядерным потенциалом, формально есть все интеллектуальные итехнологические возможности для производства ядерного оружия. Вдействительности же создание собственного ядерного щита упирается в вопрос промышленнойреализации некоторых недостающих ядерных технологий и устойчивогофинансирования, сумма которого по разным украинским оценкам ежегодно должнасоставлять от 300 млн до 3 млрд долларов. В то же время, по мнениюотечественных ученых, восстановление производственного цикла вполне возможно всжатые сроки и может занять от двух до пяти лет.

Однако сегодня стремлениеУкраины к возобновлению ядерного статуса пресекается на корню. И на то у Западаесть свои причины. Так, несколько лет назад в СМИ появилась информация о том,что на территории Украины есть подпольные ядерные оружейные технологии и тайнохранящиеся ядерные боезаряды и ракетно-ядерное оружие, утаенное сотрудникамиСБУ в нарушение Будапештского протокола от 1994 года. Эти данные, несмотря наих неподтвержденность и противоречивость, США и ЕС восприняли со всейсерьезностью, тем более что срок действия Договора о сокращении стратегическихнаступательных вооружений (СНВ-1) между СССР (а позже Россией, Украиной,Белоруссией, Казахстаном)  и США истёк 5декабря 2009 года.

Определенно, Ядерныйклуб не стремится принимать в свою группу новых участников, поэтомунеудивительным является тот факт, что осуществление незамедлительного контролянад боеспособностью Украины стало основным элементом соглашения, подписанного вмарте в Брюсселе.