Они тоже хотели перемен
Как и всегда в политике, результатбывает противоположен предвидению.
ФрансуаРене де Шатобриан
«Народ хочет…» - с этихслов в последних числах 2010 года миллионы арабских протестующих начали своюдлительную борьбу за демократию. Долгие годы существования в подчиненномположении, коррупция во властных структурах, экономический и социальный кризис, высокий уровень безработицы, дискриминацияженщин, низкий уровень жизни вынудили арабский мир проявить свою волю ивосстать против правящих режимов и их несменных лидеров. Ослепленные желаниемиграть решающую роль в собственной судьбе, борцы за обретение личных прав исвобод, участники протестов вышли на улицы, запустив революционный процесс повсему Ближнему Востоку и Северной Африке.
В мировом сообществе данныйпериод называют «Арабской весной», но совершенно очевидно, что этот термин, окруженныйореолом романтического героизма, не способен выразить всю суть жестокого, кровавогопротивостояния, охватившего регион. Этого утверждения придерживается известныйфранко-ливанский политический исследователь и писатель Жильбер Ашкар, который считаетнедопустимым и заведомо ложным ограничение событий в странах МЕNА(Middle East&North Africa) какими-либо понятиями, содержащими временные рамки. Потому как Ашкар убежден,что в случае отсутствия радикальных изменений, способных вернуть регион на путьсоциального и экономического развития, этот длительный революционный процессимеет все шансы стать бесконечным (следует заметить, что война в Сирии до сихпор не прекратилась). Так, в своей новой книге «The People Want: A RadicalExploration of the Arab Uprising» писатель раскрывает все риски, перспективы,иллюзии и надежды арабского восстания, а также детально изучаетпричинно-следственную связь между историей и обусловленностью государственногостроения стран арабского мира, исламским фундаментализмом и волной революций.
Вкупе с объективнымивнутренними социально-экономическими предпосылками для появления демонстраций ипутчей, фактически, отправной точкой противоборства на Ближнем Востоке и вСеверной Африке стало самосожжение тунисского уличного торговца. Безысходныйпоступок местного жителя, мечтавшего о высшем образовании и достойнойжизни, совершенный в знак протестапротив нищеты, безработицы и коррупции, запустил процесс, так называемой, демократизацииБлижнего Востока путем последовательного уничтожения диктатур. По всему регионутакой «эффект домино» имел огромный потенциал для воплощения прогрессивныхсоциальных, экономических и политических изменений, но успешно взятый курс надемократию изменил ряд парадоксальных обстоятельств. Так, вскоресамоотверженное народное восстание оказалось в руках местных оппозиционныхполитических сил и радикальных религиозных движений, усматривающих вразворачивании революций и государственных переворотов свой интерес. Во многих странахМЕNА подобные организации, долгое время активно сражающиеся завлияние в регионе, применили насильственные политические методы противоборстваи переориентировали мирные противостояния на многочисленные военные конфликты. Воспользовавшисьдоверием протестующих, «новые» старые политическиесилы постепенно свергли одиозных автократов одного за другим и в результате благополучнообосновались на руинах прежнего режима.
По мнению многихэкспертов-востоковедов, длительная борьба арабского мира за демократическиеценности не оправдала надежд, как мирового сообщества, так и самих протестующих:в конечном итоге амбиции и цели заинтересованных сторон были реализованы, апроблемы региона – успешно забыты.
Так, Халех Эсфандиари,директор программы по изучению Ближнего Востока в Центре имени Вудро Вильсона, считает, что в некоторыхновообразовавшихся режимах произошла исламизация законодательства, что в первуюочередь негативно отразилось на общественной роли женщин, а также их социальныхи законных правах, которые существенно уменьшились по сравнению с показателямидореволюционного периода.
Тревожная динамика в деятельностиновых режимов, которые привели к власти много экстремистских элементоввследствие падения умеренных мусульманских правительств, вызывает опасения у ПатрикаКлоусона, научного директора Вашингтонского института ближневосточной политики.Он полагает, что путь к стабильному, открытому, свободному обществу будетдолгим и извилистым, так как арабский мир слишком разделен – как политически,так и этнически. К тому же международныефинансовые организации прогнозируют, что процесс нормализации экономической иполитической ситуации в регионе будет длительным и сложным. Об этом свидетельствует доклад британскогобанка HSBC, в котором говорится о том, что экономический ущербБлижнему Востоку от «Арабской весны» до конца следующего года составит 800миллиардов долларов, а ВВП в семи наиболее пострадавших странах – Египте,Тунисе, Ливии, Сирии, Иордании, Ливане и Бахрейне – будет на 35% ниже, чем могбы быть, если бы не восстание 2011 года.