Всякаянасильственная мера

 чревата новым злом.

 ФрэнсисБэкон


На протяжении всей историичеловечества насилие было одним из наиболее популярных средств политическойборьбы. К сожалению, даже сегодня во многих демократических правовыхгосударствах насилие, которое, по сути, всегда должно оставаться последнеймерой, все чаще выходит за юридические и нравственные рамки, вытесняетненасильственные методы деятельности и предпочитается компромиссу. Эта опаснаятенденция приводит к тому, что насилие, присущее таким формам силового решенияконфликтов как революции, государственные перевороты, мятежи, восстания, бунты,перестает считаться чем-то неприемлемым и становится нормой политическойдействительности, со временем превращаясь в обыкновенное зрелище для стороннихнаблюдателей. Тем не менее, не стоит забывать, что данное средствополитического противостояния таит в себе огромнейшие риски и в результате оченьчасто оказывается малоэффективным. В определении его эффективности речь идет оцене, которую приходится заплатить за победу. Важно помнить, что она может бытьслишком высокой и к тому же совершенно неоправданной. В первую очередь это искалеченныесудьбы и человеческие жертвы, которые на сломе смены правящих элит случайно, посвоей воле или по приказу становятся средством достижения чьей-либополитической цели.

В силу своей автократичностиполитические методы борьбы с применением насилия представляют большую опасностьдля демократии, так как требуют перестройки всего государственного строя и вцелом, единожды возникнув, порождают цепную реакцию, «заражая» жаждой насилия всехи вся. Так, закономерным следствием использования политически мотивированногонасилия является многократное усиление эмоциональной напряженности в обществе,а также разворачивание информационной войны, что приводит к эскалации насильственногопротивоборства и способствует распространению провокаций, направленных на дальнейшуюдестабилизацию обстановки. В конечном итоге, действия субъектов и объектовнасилия, как правило, приобретают непредсказуемый, неконтролируемый характер и утрачиваютпринцип избирательности. Такие акты насилия как взрывы, поджоги зданий, разрушениематериальных ценностей, убийства, избиения, которые осуществляются по установке«око за око, зуб за зуб», зачастую слепо оправдываются теми, кто их совершает. Притомоснованием этим действиям служит теория совершения меньшего зла в соответствиис возможной угрозой нападения врагов, либо следование высшей благородной цели, илиприменение насилия как единственного способа мести и доступного методадостижения успеха. Подобное стирание границ и меры насилия только усугубляетситуацию и приводит всех участников конфликта к Рубикону, «точке невозвращения»,в которой происходит окончательный разрыв между сторонами политических отношений.

Использование насильственных методов,безусловно, парализует духовную жизнь общества и превращает граждан в пассивныйобъект политических манипуляций. В этих условиях каждое умышленное илинеобдуманное высказывание, может породить дальнейшую эскалацию конфликта. Следственно,прежде чем выступать в поддержку той или иной политической силы, необходимо осознатьвсю ответственность участия в политической борьбе. Также важно понимать, чтонекоторым организациям (например, Церкви) следует воздержаться от участия вполитическом процессе и в первую очередь направить свои силы на поиск возможныхпутей к примирению. Главным из них по праву считается стратегия ненасилия, основнымипринципами которой является готовность к диалогу и компромиссу, объективныйанализ сложившейся ситуации, открытое поведение и активная борьба со злом, нонеприменение насилия к людям, стоящим за ним. Так, ненасилие доказало своюполитическую эффективность благодаря активной деятельности Мартина Лютера Кингаво время противодействия расовой дискриминации в 1960-е гг. в США, а также послужилопримером успешной борьбы за достижение независимости Индии под руководствомМахатмы Ганди.

Между насильственными иненасильственными методами решения конфликтов имеется ряд фундаментальныхотличий, поэтому применение той или иной стратегии является делом совести иопределяется уровнем нравственного воспитания каждого гражданина общества,который должен осознавать, что любой внутриполитический конфликт имеетпотенциал стать международным и может привести к необратимым катастрофическимпоследствиям. Следовательно, как только дорогостоящая машина по осуществлениюнасилия в политическом противоборстве будет запущена, остановить ее будет оченьи очень сложно.