Налог на выведенный капитал ждет решения
Новшество, которое пока не дождалось своего часа
Уходящий 2018 снова, на один год, отдалил от нас давно ожидаемую кардинальную реформацию налоговой системы Украины, основы которой пришли из приснопамятного периода построения социализма. Попытка вынести в июле на утверждение ВР Украины законопроект № 8557 про налог на выведенный капитал обещала приблизить свершение перемен. Но к утверждению он так и не был принят.
Аккордом к очередному не свершению наших надежд стало проведение в конце декабря баттл при дискуссионном клубе под эгидой «Деловая столица». Он был посвящен детальному анализу возможностей использования налога на выведенный капитал. По крайней мере, более подробных обсуждений еще не было, и уже одно только это может найти импульсы в решении этой проблемы.
Немного истории
Первые упоминания о налоге на выведенный капитал в украинском политикуме появились в 2015 году. Именно тогда началась подготовка соответствующего законопроекта. Данные действия были вызваны успешным опытом Эстонии.
Впоследствии к ней присоединились Литва и Грузия. В Эстонии эта модель налогообложения действует с 2000 года. Такой налог она введена с целью упрощения процедуры взимания налога, а заодно и для активизации притока инвестиций. По оценке некоторых экономистов, эта цель была достигнута только после трехлетнего периода падения налоговых поступлений в бюджет[1].
Сразу следует сказать, что в остальных странах мира такой налог не действует. Там применяется корпоративный налог, который сродне украинскому налогу на прибыль.
Уникальность свойств налога на выведенный капитал
Такой успех вызван уникальным свойством налога на выведенный капитал – объектом его налогообложения являются дивиденды от эффективной хозяйственной деятельности. Налог на выведенный капитал (НнаВК) является альтернативой налогу на прибыль. Сущность каждого из них в том, что налогом облагаются расходы на личное потребление субъекта предпринимательства и затраты на его инвестиции. При налоге на прибыль облагаются расходы, которые предприниматель собирается направить на инвестиции. Обратите внимание, что результатов от реализации новшества еще нет, а налог заплатить уже надо.
В условиях НнаВК налог уплачивается только от суммы прибыли, которую предприниматель собрался направить на личное потребление. Таким образом, уникально меняется принцип налогообложения. Субъект хозяйствования может направлять сколь угодно большие суммы на инвестиции, не уплачивая ни копейки налогов.
Различие определяется тем, что при налоге на прибыль инвестиции осуществляются за счет дивидендов, коими является разница между суммой налогооблагаемой прибыли и суммой налога на прибыль. При таком подходе инвестиционные расходы увеличиваются на размер налога на прибыль.
При этом (обратите внимание на деталь, которая понадобится нам в последующих выкладках) налогооблагаемой является прибыль, вычисленная по нормам бухгалтерского учета, и уменьшенная (увеличенная) на величину налоговых разниц. Ими признаются: 1) суммы амортизации необоротных активов; 2) величина резервов; 3) размер финансовых операций.
Механизм налога на выведенный капитал
В модели НнаВК объект налогообложения складывается из операций:
1) выведения капитала. Оно осуществляется в виде начисления:
дивидендов;
совокупной выплаты в денежной и в не денежной формах,
возвратов от предпринимателя к участникам его бизнеса;
2) перечисления средств, приравненные к выводу капитала. К ним относятся финансовые действия, по которым плательщик НнаВК осуществляет финансовые платежи и действия (включая и передачу имущества) в виде:
начисления процентов по финансовым операциям;
осуществления платежей по договорам страхования; финансовой помощи; безвозвратной передачи имущества;
нецелевой передачи имущества неприбыльным организациям; передачи имущества неплательщикам НнаВК;
передачи имущества по договорам поручения;
роялти в пользу неплательщикам НнаВК;
хозяйственные операции, которые согласно законодательству признаются контролируемыми.
Главные фобии налога
Модель нового налога настолько многообещающая с точки зрения удешевления инвестиций, что государство может рассчитывать на широкое использование его всеми плательщиками. Но многие специалисты считают, что эффект нового налога имеет некоторое запаздывание. Ибо результаты инвестиций могут проявиться не в том же году, когда плательщик перешел на новую модель налогообложения. А только через определенный период. Многие аналитики оценивают его как 2-3 года. Значит, в течение всего этого периода перестанут поступать налоги (в данном случае – с прибыли) от которых государство отказалось ради применения более рациональной схемы.
Кроме того, не все плательщики активно выводят капитал для дальнейшего своего развития. Всемирный банк, в частности, полагает, что НнаВК выгоден ограниченному перечню плательщиков[2]. Изменение налогообложения ради их интересов приведет к потере налоговых сумм от всех остальных субъектов хозяйствования.
Именно по этой причине МВФ предостерегает использованием новшества в Украине без должных компенсаторов налоговых потерь налога на прибыль.
Учитывая неизбежные налоговые потери в период перехода к использованию НнаВК, некоторые экономисты предполагают возможность одновременного действия обоих налогов. При этом налог с прибыли будет действовать несколько лет до тех пор, пока начнутся налоговые поступления с нового налога. Однако министерство финансов Украины возражало против поэтапного перехода на НнаВК[3]. Аргументировалось тем, что на переходном этапе возникнут сложности и путаница в администрировании налогов.
Главное достоинство возможного новшества
С таким непредвзятым оппонентом трудно не согласиться. Однако несколько слов возражения все же можно добавить. Новый налог намного проще в администрировании, чем тот, на смену которого он приходит. И действительно, при действии налога на прибыль необходимо контролировать практически каждую хозяйственную операцию на предмет правомерности отнесения ее к налогооблагаемым расходам, т.е. стремление к не обоснованному их завышению. А плюс к этому необходимо отслеживать и «забывчивость» плательщика, из-за которой оказываются не полностью отраженными хозяйственные операций, по результатам которых возник налогооблагаемый доход.
И так, что же делать
Аналитика показывает, что общий объем работ в результате перехода к новому налогу вряд ли критически возрастет. Следовательно, как временную меру можно допустить поэтапный переход к данному фискальному изменению. Именно поэтому законопроект № 8557 предполагает[4], что начиная с 2019 года одновременно, в течение трех лет, будут действовать два альтернативных налога – на прибыль и на выведенный капитал.
Принятие НнВК вызовет необходимость в целом ряде действий по его администрированию.
Не все субъекты хозяйствования заинтересованы в новом налоге. И в первую очередь это убыточные предприятия. Они налог на прибыль вообще не платит, ибо по действующему положению наличие убытков позволяют делать такое. Переход на новую модель налогообложения будет означать, что такие предприятия остаются один на один со своими убытками. И механизм их компенсации вообще прекращает существовать. Именно такие предприятия должны быть переведены в первую очередь. Ибо налоговых платежей от него в любом случае не дождаться.
Для всех плательщиков, кто не перешел на новый налог, фактически наступают налоговые каникулы. Ведь они вообще ничего не уплачивают – никакой налог от них не поступает. Такие плательщики временно должны быть на условиях уплаты налога на прибыль. Но эти каникулы должны быть платными. И размер ежегодной платы будет определяться долей от суммы их убытков. По истечении общего для страны времени перехода на новый налог, фактически уплаченная общая сумма реально произведенных ежегодных платежей может быть признана в качестве погашения убытков.
Для некоторых предприятий, кто не вошел в перечень обязательного перехода на НнВК, должна быть предусмотрена процедура инициативной уплаты этого налога. Она может применяться для тех, кто на основании своих экономических расчетов приходит к выводу о целесообразности перехода к новшеству. В этом случае они находятся в режиме одномоментного налогообложения налогами на прибыль и на выведенный капитал. И временно осуществляют платежи налога на прибыль. По истечении общего, трехлетнего срока перехода на НнВК, общие суммы выплаченных налогов учитываются как суммы погашения очередных налогов, следующих после трехлетнего периода.
Вместо эпилога
И так, год прошел. Он не приблизил приход налогового новшества. Но оставил нам целый букет противоречивых мнений про полезность и нецелесообразность наступления времени «Ч». Их очень удачно удалось сформулировать в процессе проведения баттла о налоге на выведенный капитал[5]. Там услышали и о сомнениях в притоке инвестиций, и про убежденность в упрощении администрирования налогового. И, конечно, про главную фобию – угрозе бюджетного дефицита. Неожиданно даже всплыла тема снижения контроля над теневым бизнесом.
Как же использовать преимущества НнаВК, и не дать стране пройти мимо такой возможности – все эти проблемы рассмотрим в дальнейших работах.
Там же покажем, что у современной модели уплаты налога на прибыль отсутствует принцип обязательности. Его платят лишь те, кто хочет. Тот, кому нужно показать прибыль от своей деятельности. Кто не хочет, его и не заставишь этого делать. Он отгородится убытками.
[1] Дубровский Владимир, "CASE Украина", главный эксперт группы "Налоговая реформа" РПР. https://focus.ua/economics/394567/
[2] Всемирный банк: Налог на выведенный капитал - это популизм. https://www.epravda.com.ua/rus/news/2018/10/11/641530/
[3] А. Данилюк. Налог на выведенный капитал нельзя вводить поэтапно. https://www.segodnya.ua/economics/business/nalog-na-vyvedennyy-kapital-nelzya-vvodit-poetapno-danilyuk-1124243.html
[4] Проект Закону про внесення змін до Податкового кодексу України щодо податку на виведений капітал (від 04.07.2018 № 01-01/509 надано 06.07.2018) http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2543-19?find=1&text=%E2%E8%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E9+%EA%E0%EF%B3%F2%E0%EB#w12
[5] http://www.dsnews.ua/diskussionnyy_klub_ds/nalogovoe-srazhenie-21122018220000