Об очередном визите в Европу "призрака коммунизма"
Директор Миколаївської філії державного підприємства «Науково-дослідний інститут проектування та реконструкції»
Однако призрак на то и призрак, чтобы появляться внезапно и в неожиданных местах. За прошедшие полтораста лет на развитом Западе капитализм достиг такой стадии развития, что в его недрах стали появляться ростки социализма, и даже первые признаки откровенного коммунизма.И пока на просторах нашего когда-то большого Отечества бурлит пена имитации реформ, в западном мире успешно идет 4-я промышленная революция, которая затрагивает и социальную сферу имплементацией идеи безусловного дохода.Суть идеи в том, что получая безусловный доход, человек уже не должен думать о борьбе за существование в погоне за хлебом насущным, а может посвятить все свои силы творческому развитию и самореализации.Фактически выполнены положения III программы КПСС,( помните,где "...материальные блага польются полным потоком и осуществится великий принцип..."),правда несколько не в том месте и не в то время.
Ближе всех к осуществлению идеи подошли Швейцария, Норвегия и Финляндия. Много сторонников и в остальных развитых странах Европы и Америки. Положительные стороны идеи налицо: освобожденный от необходимости ежедневно бороться за хлеб насущный человек возвращается в "рай",но реальный, обусловленный уровнем развития современной экономики, технологий, социальных отношений и культуры.
И тут возникает ряд вопросов, небезразличных для интересующихся проблемами организации, руководства и управления в экономике. Во-первых, готова ли современная экономическая система к столь кардинальной смене принципов мотивации к деятельности? Ведь речь идет о тектоническом сдвиге в мотивационной сфере, освобождении от библейского проклятия "... в поте лица добывать хлеб свой..." Интересно, что наиболее активно реализация идеи безусловного дохода происходит в Швейцарии, где женевский проповедник Жан Кальвин в свое время и сформулировал основы трудовой этики протестантизма, ставшие основой европейского, да и мирового "экономического чуда"? Что это - очередной исторический парадокс или проявление магистральной линии развития человеческого сообщества? Во-вторых, кто и как проанализировал экономический аспект "перехода к коммунизму"?Ведь реализация такого проекта может и, по идее, должна сопровождаться отменой всех существующих государственных льгот и субвенций. Поэтому кстати на референдуме в Швейцарии большинство пока проголосовало против замены своих дифференцированных соц. пакетов на единый всеобщий безусловный базовый доход. Исторический парадокс еще и в том, что безусловный доход готовятся выражать также в денежных единицах (призраку коммунизма опять не повезло, деньги как "абсолютное зло" должны были отмереть, а из золота должны были строить общественные сортиры).
Просматривается масса других оригинальых моментов, связанных, например, с корпоративными отношениями в случае, если наемные работники становятся получателями безусловного дохода. В конструктивной части это должно снизить их зависимость от работодателя, а последнего- стимулировать к в вложениям в рост эффективности организации бизнеса, повышению производительности труда и росту социальных стандартов.
В общем, с очередным появлением "призрака коммунизма" вопросов стало больше, но размышления над ними и формулировка ответов неизбежно приблизят нас к светлому будущему...