В последнее время много разговоров идет о том, что отечественная IT-отрасль сможет дальше развиваться только при условии перехода на более высокую ступень: от аутсорсиногового обслуживания чужих проектов к созданию собственных конечных продуктов. Об этом, в частности, говорил в своем недавнем интервью для «Нового Времени» глава EPAM Украина Юрий Антонюк. Объясняется это достаточно просто: есть ряд стран (Индия, Бразилия, Аргентина и даже Россия), где услуги программистов стоят дешевле.

Таким образом, перед украинским IT-образованием стоит задача не просто обеспечить отрасль кадрами – тут речь идет о подготовке специалистов совершенно другого уровня квалификации. Безусловно, сегодняшних выпускников технических вузов можно «подтянуть» до необходимых «показателей» - однако, сколько на это уйдет времени? Не упустит ли Украина свой шанс?

Какие проблемы есть сегодня

Вузовские программы необходимо менять – это очевидно. Они должны давать больше практических навыков, больше проектных работ, студентов нужно готовить к решению абсолютно разных и, подчас, неожиданных задач. И начинать нужно с первых дней обучения. Собственно, такую экспериментальную программу мы запускаем в Государственном университете телекоммуникаций с 1 сентября - предполагается, что все студенты специальности “компьютерные науки” после первого семестра пройдут сертификацию ORACLE, а после второго будут иметь достаточный объем знаний, чтобы устроиться в IT-компании на практику как программисты, способные кодить для Android и имеющие минимальное портфолио.

Однако, возникает вполне закономерный вопрос: а готовы ли к такому вчерашние школьники? И можно ли подготовить детей в школах так, чтобы они были готовы к такому уровню интенсива в вузах? Отвечаю: можно. Если ввести ВНО по информатике.

Как бы странно это не звучало, но именно отсутствие информатики в списке предметов, по которым дети могут пройти внешнее независимое оценивание, является одним из основных препятствий развитию IT-образования в Украине. И говорю я это, опираясь на опыт.

В прошлом году мы инициировали в Минобразования программу “Школяр-програміст” - большой проект по подготовке в Украине программистов, которые будут востребованы на мировом рынке труда. Для старта были отобраны школы, в которых уже есть спецклассы информационно-технологического профиля. На первом этапе мы подготовили учителей, которым предстояло обучать детей по новой программе - собрали их вместе и провели интенсивный курс обучения. Затем уже эти учителя начали подготовку детей непосредственно в школах.

Результаты - очень хорошие. В проекте приняло участие 19 классов из 17 школ в Киеве, Ивано-Франковской, Львовской и Одесской областях. Было подготовлено порядка 100 учителей, которые подготовили около 350 детей на школьных занятиях, и еще порядка 100 - в кружках. Результаты работы позитивно оценены Минобразования - программа продолжает работать. В этом году благодаря содействию образовательной онлайн-платформы SmartMe к проекту удалось добавить еще 10 школ.

Однако в ходе реализации программы «Школяр-програміст» мы столкнулись с интересной проблемой: для старта проекта в некоторых школах не хватает… родительского согласия! То есть программа поддержана Минобразования, ее поддерживают директора школ, есть технические возможности, есть онлайн-платформа, есть нужное количество детей для создания классов информационно-технологического профиля – но далеко не все родители эту идею воспринимают положительно.

«Зачем ребенку 4 учебных часа по программированию в неделю? - спрашивают они. – Дайте лучше больше часов физики и математики! Ребенку же еще в вуз поступать!». Родители не хотят, чтобы дети учили программирование, но хотят, чтобы учили физику и математику – чтобы потом пойти изучать программирование в вузе.

Существующая школьная программа информатики безнадежно устарела. Сегодня уже бессмысленно рассказывать школьникам о том, что такое компьютер и из чего он состоит. Также, как и пояснять, каким образом в Windows создать новую папку на рабочем столе.

Если говорить о программировании, азы которого даются в рамках школьной программы, то это, во-первых, устаревшие языки (типа Turbo Pascal), а во-вторых тот объем часов, которые на это отводятся (на программирование должно выделяться ? от общего количества часов информатики - то есть, примерно 1 час в месяц), совершенно не дает возможности ни выучить язык, ни, хотя бы, понять, что такое программирование вообще.

Что и как можно изменить

Введение ВНО по информатике позволит решить ряд проблем.

Во-первых, появится возможность существенно изменить учебные программы профильных классов – наличие ВНО будет решающим фактором для преодоления родительского сопротивления.

Во-вторых, откроет двери классов информационно-технологического профиля для детей, у которых с физикой, например, дела не очень складываются. Ведь сейчас мы теряем целый пласт ребят, имеющих огромный потенциал – но искусственно «выведенных за скобки» этого уравнения. В подтверждение этого тезиса говорит и тот факт, что число свитчеров в отрасли неуклонно растет – люди находят окольные пути в отрасль, куда их «не пустило» ВНО по физике. А ведь система образования должна быть помощником, а не препятствием.

В-третьих, это повлечет за собой изменение вузовских программ. По большому счету, базу, на изучение которой тратится 1-2 года обучения, студент будет иметь еще со школьной скамьи – в вузе можно будет сконцентрироваться на других вещах, готовить не просто программиста, а классного программиста.

Если мы хотим действительно изменить IT-отрасль, если хотим, чтобы украинские программисты вышли на качественно новый уровень – нам необходимо менять систему подготовки специалистов. И чем глубже будут эти перемены – тем лучше.

Во многих других странах программирование уже стало полноценной частью школьной программы: в 2004 году на этот путь встал Израиль, в 2014 схожая программа была представлена в Великобритании, в этом году Япония приняла решение о внедрении программирования в учебные программы даже для начальной школы. И если мы хотим стать первыми – то уже сейчас нужно равняться на лучших.