Больше 3 месяцев прошло с того дня, когдаКиево-Святошинским районным советом было принято решение о закрытии мусорного полигона ТБО в селе Крюковщина.Ажиотаж вокруг этого вопроса был колоссальный: изначально была организованарабочая группа, а местные власти пообещали создать предприятие по переработкемусора на месте опасной свалки.

Что было сделано и что изменилось за эти месяцы?Практически ничего! Новосозданная рабочая комиссия, которая должна принятьпостановление и рекомендовать дальнейшие действия по санации этой свалки,фактически не удосужилась принять ни одного важного решения, которое было быреализовано, и вообще ее работа была практически парализована.

Почему так произошло? Ответ простой: рабочая группасостоит из активистов и представителей районной власти, которые или не хотят,или не заинтересованы в принятии судьбоносных решений по работе ТБО. В этойкомиссии образовались «качели», где каждый тянет одеяло на себя; более того, членыкомиссии не смогли найти общий язык с районной администрацией, я уже не говорюо том, что практически на каждом ее заседании мы становились свидетелямскандалов и элементарной профанации со стороны участников.

Больше всего меня настораживает ситуация, прикоторой местные власти и члены комиссии думают, что, временно остановив работуэтой свалки, они решили все экологические проблемы региона. Но это далеко нетак! Неужели после того, как мусор перестали свозить на этот полигон, горыранее собранных отходов исчезли сами собой? Конечно, нет. Тонны опасных веществдо сих пор активно попадают в грунт  ипереносятся водой на большие расстояния, отравляя воду в колодцах близлежащихнаселенных пунктов. Также свалка – это то место, где постоянно собираетсяогромное количество птиц и, помимо того, что пернатые являются разносчикамиопасных болезней, они еще и могут спровоцировать масштабную авиакатастрофу.Ведь полигон находится практически на глиссаде (линия, по которойсамолеты снижаются) самолетов. В связи с этим и действует норма,запрещающая размещать какие-либо свалки в радиусе 15 километров от аэропортов.Принимая во внимание, что в аэропорту «Киев» (Жуляны) взлетают и садятся самолеты,которые несут на борту порядка 150 человек, трагедия может случитьсяв любой момент.

Я считаю, что в случае со свалкой в Крюковщине необходимопровести тщательное расследование, которое бы дало ответы на вопросы: почемурядом со столицей много лет функционирует полигон, который даже не внесен вотдельный реестр опасных объектов. Как так получилось, что у коммунальногопредприятия, которое фактически распоряжается деятельностью ТБО, нет его набалансе, а на бумаге коммунальщики показывают, что там якобы проводитсясортировка и переработка мусора?!

При этом мы обязаны обратить внимание на выводыэкспертов, которые в один голос заявили, что данный объект, который подокументам занимает территорию 15 га, но на самом деле это минимум 30 га,крайне негативно влияет на здоровье и качество жизни местных жителей.

Как было отмечено в исследованиях специалистовинститута им. А.Н.Марзеева НАМН Украины, вблизи территории свалки зафиксированосверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха (сероводород – 1,125 ПДК,аммиак – 1,15 ПДК, кротоновый альдегид – 1,2 ПДК); почвы (никель – 1,126 ПДК,кадмий – 2,52 ПДК, ртуть – 4,9 ПДК, свинец – 2,389 ПДК, хром – 2,785 ПДК);грунтовых и поверхностных вод (никель – 5,5 ПДК, кадмий – 12 ПДК, ртуть 3,0ПДК) веществами, специфичными для этого объекта. Это говорит о том, что люди вбуквальном смысле пьют не воду, а опасный коктейль, и дышат не воздухом, аядовитыми газами.

Чтобы заставить местные власти и руководствокоммунального предприятия обратить внимание на сложившуюся ситуацию, нашаюридическая компания «Императив Плюс», при поддержке Международного фонда«Сокращение рисков» (глава фонда – Владимир Костерин), направила вКиево-Святошинский районный суд исковые заявления от местных жителей окомпенсации морального вреда по причине ухудшения их здоровья, связанного сработой ТБО.

Однако в суде мы столкнулись с бюрократией инежеланием судей идти навстречу простым людям. Лишь после сложных дебатов намудалось убедить суд, что заявители не должны платить максимально возможныйсудебный сбор, который им изначально назначили. Также мы стали свидетелямитого, что судебный процесс искусственно затягивается, и уже 3 раза заседаниепереносилось под различными предлогами – или неявки ответчика, или с просьбой тойстороны дополнительно ознакомиться с материалами данного дела. При этом нарассмотрении дела каждый раз приходили местные жители, эксперты и сотрудникиучреждений, которые подтверждали ранее опубликованные медицинские заключения поработе полигона.

Но все же я бы отметил небольшой, но прогресс в деле:на этой неделе представители фемиды все же прислушались к нашим логичнымдоводам и решили объединить все иски местных жителей в одно делопроизводство.Надеюсь, что это должно ускорить его рассмотрение, и уже в этом году мы можем услышатьвынесение судебного решения. Ведь фактически у суда есть все необходимые факты– от показаний свидетелей, до заключения медэкспертов.

В Украине, к сожалению, мало кто занимаетсяпрактикой защиты моральных прав и нанесением вреда здоровью граждан врезультате техногенных катастроф. В этом случае мы можем опираться намеждународный опыт. Возьмем Мексиканский залив, где произошла авария нанефтевышках Shell, что привело к экологической катастрофе и миллиарднымубыткам. В результате, за деньги страховых компаний были максимально очищеныводы и минимизированы экологические последствия. Можно также вспомнить примерЕвропы, где Европейский суд по правам человека рассмотрел 2 судебных решения вделах Дзенюка и Дубецкого против Украины. В них четко определено, что в случае,если человек проживает на территории, где были нарушены санитарно-экологическиенормы (и не имеет значения, заболел он или нет), то уже сам этот факт создаетдля человека постоянный психологический стресс, который влияет на качество егожизни. Это влечет за собой риск преждевременной смерти.

Чрезвычайные события на свалках Украины сталисвоеобразным «трендом» этого лета. Вспомним хотя бы пожар на Грибовицкомполигоне под Львовом, где погибли люди, регулярные возгорания на Киевскихсвалках, на свалке возле Николаева. Для власти это должно быть знаком того, чтоэкологические проблемы в нашей стране зашли очень уж далеко и что нужнопредпринимать кардинальные меры по наведению порядка. Для начала напомнюэлементарную истину: у каждой проблемы есть виновники, у них есть имена ифамилии, а коль так, то эти люди должны быть наказаны.