Коалиция против оппозиции: Симптомы парламентской болезни
Сильная оппозиция оказывает грандиозное конструктивное влияние на законодательный процесс в нормальной парламентской республике. Там уход партии в оппозицию означает не потерю возможности влиять на ситуацию и проводить свою политику, а только смену доступных для партии инструментов. Тамошние "теневые" правительства частенько работают не менее напряженно и результативно, чем действующие. По-другому, конечно. Но влияние их бывает очень велико.
Но это, конечно, верно только для нормальных парламентов, которые работают в государствах с сильными и устоявшимися демократическими институтами. Быть в оппозиции в Верховной Раде - это совсем другая кадриль. Будь иначе, у того же Народного Фронта не было бы такого явного страха перед уходом в оппозицию (где ему самое место, если судить по уровню электоральной поддержки). По впечатлению то того, как депутаты от большинства говорят на эту тему, боязнь оказаться в оппозиции у них чем-то сродни страху быть "опущенными".
Весь предыдущий опыт наших политиков показывает, что к представителям оппозиции в Верховной Раде всегда относятся как к потерявшим право подавать голос в присутствии по-настоящему авторитетных людей.
Когда нынешний "Оппоблок" был еще правящей Партией Регионов, он закрепил такое отношение к тогдашней оппозиции, "по уголовке" отправив за решетку некоторых ее лидеров. Тем самым была сделана заявка на то, что принятая прежде циклическая смена коррупционных кланов у власти прерывается, что "регионалы" намерены не упускать в дальнейшем рычагов влияния из своих рук. Именно это их решение в итоге разрушило негласное межклановое равновесие. Образовался политический "тромб", который резко повысил общественное давление - и в итоге был с кровью выбит из государственного организма. Причем остатки этого "тромба" в Раде сейчас лицемерно отстаивают те самые права оппозиции, о которых они категорически не хотели слышать, когда сами были у власти.
Но по-настоящему отвратительно не их нынешнее лицемерие, а то, что союз "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта" почти точно следует тогдашним курсом прежних "регионалов". Обратите внимание, что уход "Самопомощи" в оппозицию вызвал у некоторых коалициантов вал обвинений и чуть ли не истерику: по умолчанию предполагается, что партия Садового теперь политически примыкает к "Оппоблоку". Позиционные маневры Тимошенко и "Батькивщины" рассматриваются ими примерно в таком же ключе.
Отсутствие у собираемой буквально по сусекам коалиции по-настоящему уверенного большинства приводит к тому, что обобщенная оппозиция воспринимается как гнусный злоумышленник, готовый утопить на корню все добрые начинания лишь потому, потому что в состоянии это сделать. То, что договариваться необходимо даже с меньшинством, привычно выпадает из понимания большинства. Ценится только возможность диктовать свои условия и продавливать свои решения или силой (числом голосов), или процедурным шулерством.
Стремление антагонизировать "неправящие" фракции, которое два года назад довело до закономерного краха Партию регионов, делает и из нынешней Верховной Рады убогий парламентский симулякр, который лишь внешне напоминает площадку для согласования интересов всех представленных на ней общественных групп, а на деле служит только для закрепления доминирующей позиции какой-то одной политической силы (пусть даже "сборной").
Конечно, без нормальных политических партий (а даже при поверхностном рассмотрении практически все представленные в Раде силы оказываются искусственными политическими конструктами - или, как "Самопомощь", пока лишь заявляют о намерении развиться в классическую партию в европейском понимании) нормальный парламент все равно невозможен. Но движение к созданию нормальных партий можно было бы начать хотя бы с подвижек в отношении правящих партий к парламентской оппозиции. С осознания того, что оппозиция - это они сами через пару лет (а то и значительно раньше). И что к ним тогда будут относиться точно так же, как сейчас относятся к оппозиции они сами.
Впрочем, что это я проповедую? И кому? Это же не первый парламентский цикл. Все уже было. Нынешние бойцы в практически полном составе имели возможность все вышеописанное ощутить на своей шкуре. И что? Судя по результатам - ни-че-го. Единичные просветления не в счет.
Представляете, сколько всего в этой консерватории придется исправить, чтобы процесс, наконец, пошел? Представляете, сколько заскорузлых политических дикарей, не желающих учиться хорошим вещам, придется оттуда выковыривать - не мытьем, так, извините за невольный каламбур, катаньем?
Но разве кто-то обещал, что будет легко? А если даже и обещал, то врал, мерзавец.