Монолог о деньгах
Так выдумаете, что деньги — корень зла? А вы не задумывались над тем, что являетсякорнем денег? Деньги — инструмент обмена, который может существовать, толькоесли есть производимые товары и люди, способные их производить. Деньги —материальное выражение того принципа, что люди могут взаимодействовать припомощи торговли и платить ценностью за ценность. Деньги — довод не попрошаек,которые со слезами клянчат ваш товар, или грабителей, которые забирают егосилой. Деньги делают только те, кто производят. И это вы называете злом?
Когда вы получаете деньги в уплату за труды, вы делаете это в убеждении, чтообменяете их на продукт чужого труда. Цену деньгам дают не попрошайки играбители. Ни океан слез, ни все оружие в мире не превратят кусочки бумаги ввашем портмоне в хлеб, который вам нужен, чтобы дожить до завтра. Эти кусочкибумаги, как и золото, содержат энергию людей, производящих ценности. Вашбумажник означает надежду на то, что где-то рядом с вами есть люди, непоступающиеся моральным принципом, который является корнем денег. И это выназываете злом?
Пытались ли вы отыскать корень производства? Посмотрите на электрогенератор ипопробуйте убедить себя, что он создан лишь мышечными усилиями неразумныхживотных. Попытайтесь вырастить пшеничное зерно, не руководствуясь знаниями,оставленными нам людьми, впервые сумевшими этого добиться. Попытайтесь добытьпищу, не совершая ничего, кроме физического движения, и вы уразумеете, чточеловеческий разум — корень всех ценностей и всего богатства, что существовалина Земле.
Но вы утверждаете, что деньги сделаны сильными за счет слабых? О какой силе выговорите? Это не сила оружия или мускулов. Богатство-продукт мыслительныхспособностей человека. Разве деньги, сделанные человеком, создавшим двигатель,сделаны за счет тех, кто его не создавал? Разве деньги интеллектуалов сделаныза счет дураков? Деньги способных — за счет невежественных? Деньги амбициозных— за счет ленивых? Деньги, прежде чем их могли бы украсть или выпросить,сделаны усилиями всех честных людей, каждым в меру его способностей. Честныйчеловек-тот, кто знает, что не может потребить больше, чем произвел.
Производство и торговля для получения денег — вот пароль честных людей. Деньгиопираются на аксиому, что каждый человек-хозяин своего разума и своих усилий.Деньги постановили, что только сознательный выбор человека, решавшего продатьвам свои усилия, оценивает их стоимость. Деньги разрешают вам получать товары итруд, только поэтому они имеют цену для людей. Деньги разрешают только честныесделки ради взаимной пользы, без принуждения, для приумножения, а не дляоскудения. Для того чтобы осознать, что люди не тягловый скот, обреченныйвлачить свою ношу, ты предлагаешь им ценности, а не раны, доказывая, что связимежду людьми — не обмен страданиями, а обмен товарами.
Деньги требуют, чтобы ты продавал не свою слабость на потребу человеческойглупости, а свой талант-нуждам людей. Они требуют, чтобы ты покупал ненизкопробщину, которую тебе предлагают, а лучшее, что могут дать тебе деньги. Акогда человек живет торговлей, руководствуясь умом, как высшим судьей, а несилой, — это лучший продукт, человек с высочайшими способностями. И уровеньчеловеческой продуктивности — уровень его вознаграждения. В этом состоит смыслсуществования, чьим инструментом и символом являются деньги. И это вы называетезлом?
Но деньги — всего лишь инструмент. Они дадут вам все, чего вы пожелаете, но незаменят вас как человека, идущего к цели. Они дадут вам средства дляудовлетворения ваших сегодняшних желаний, но не породят новых. Деньгинаказывают тех людей, которые пытаются повернуть вспять закон причинности —тех, кто хочет заменить разум продуктами разума.
Деньги не принесут счастья человеку, который не имеет понятия, чего он хочет.Если он отрицает знание о том, что нужно ценить, если он избегает выбора в том,что ценно, деньги не дадут ему законов определения ценности. Дурак не купит заденьги интеллект, трус — отвагу, некомпетентный — уважение. Тот, кто за деньгипытается купить мозги тех, кто находится ниже него, поставив во главу угладеньги, в итоге становится жертвой нижестоящих. Интеллектуалы избегают его, амошенники и обманщики льнут к нему, привлеченные законом, который ему не данопонять: никому не позволено быть меньше, чем его деньги. По этой причине выназываете их злом?
Только человек, который в нем не нуждается, способен унаследовать богатство.Человеку, который сам способен заработать состояние, неважно, с чего он начнет.Если наследник достоин своих денег, они станут ему служить. Если же нет, ониего разрушат. А вы кричите, что деньги развращают его. Так ли это? Или это онразвращает деньги? Не завидуйте негодному наследнику, его богатство — не ваше,и вы не стали бы лучше, получив его. Не думайте, что его должно распределитьмежду вами; наплодить пятьдесят паразитов вместо одного значит рассеятьсостояние. Деньги — жизненная сила, которая гибнет без своих корней. Деньги неслужат разуму, который их не достоин. По этой причине вы называете их злом?
Деньги — ваше выживание. Вердикт, вынесенный вами источнику средств вашегосуществования, вы выносите своей жизни. Если источник прогнил, вы проклинаетесобственную жизнь. Вы получили ваши деньги обманным путем? Пользуясьчеловеческими пороками или человеческой глупостью? Обслуживая дураков, внадежде получить больше, чем позволяют вам ваши возможности? Снижая вашисобственные стандарты? Выполняя работу, которую презираете? Если так, вашиденьги не принесут вам радости ни на грош. Тогда все те вещи, что вы покупаете,будут вам не на пользу, а в убыток; станут не достижением, а источником позора.Тогда вы закричите, что деньги — зло. Зло, потому что разрушают уважение к вам?Зло, потому что не дают вам наслаждаться своей порочностью? Не в этом ли корнивашей ненависти к деньгам?
Деньги всегда остаются результатом вашей деятельности и отказываютсястановиться на ваше место. Деньги — продукт добродетели. Но они не рождают ввас добродетель и не уменьшают ваших пороков. Деньги не принесут вам того, чеговы не заслуживаете — ни в материальном смысле, ни в духовном. Не в этом ликорни вашей ненависти к деньгам?
Или вы говорите, что корень зла — любовь к деньгам? Любить вещь значит знать илюбить ее суть. Любить деньги значит знать и любить тот факт, что деньги —порождение лучшей силы в вас самих и ваше разрешение на продажу ваших усилий заусилия лучших среди людей. Это тот, кто продал душу за грош, громче всехпровозглашает свою ненависть к деньгам, и у него есть на это веская причина.Те, кто любит деньги, хотят ради них работать. Они знают, что способны ихзаслужить.
Позвольте мне дать вам ключ к пониманию характера человека: человек,проклинающий деньги, получил их нечестным путем, тот, кто уважает деньги,достоин их.
Бегите прочь от человека, который скажет вам, что деньги — зло. Эта сентенция,как колокольчик прокаженного, предупреждает нас о приближении грабителя. Покалюди на Земле живут вместе, и у них есть причины взаимодействовать, ихединственным доводом, если они отринут деньги, станет ружейный ствол.
Но, если вы хотите делать или хранить деньги, они потребуют от вас высшихдобродетелей. Люди, не имеющие отваги, гордости или самоуважения, люди, неимеющего морального права на деньги и не желающие защищать их, как они защищаютсвою жизнь, люди, которые просят прощение за то, что они богаты, недолгоостанутся богатыми. Они — настоящая приманка для толп мародеров, толпящихся уподножия горы и пытающихся вскарабкаться на нее при первом возникновении страхау человека, который виновато просит прощения за то, что он обладает богатством.Они поспешат освободить его от сей вины, а заодно и от жизни, потому что онэтого заслуживает.
И вот тогда вы увидите, как поднимутся люди двойных стандартов, те, кто живетпо принципу силы, но рассчитывают на тех, кто живет, создавая деньги, которыхони грабят, попутчики добродетели. В нравственном обществе они — преступники, изаконы написаны для того, чтобы защитить вас от них. Но когда общество создает«преступников-по-праву» и «грабителей-по-закону», которые используют силу,чтобы завладеть деньгами беззащитных жертв, тогда деньги становятся мстителемсвоих создателей. Такие грабители уверены в своей безопасности, когда грабятбеззащитных людей, закон их не разоружит. Но их добыча становится магнитом длядругих грабителей, которые отбирают ее. Начинается гонка не среди лучших производителей,а среди самых отъявленных ворюг. Когда сила становится главным законом, убийцаодерживает верх над карманным воришкой. И тогда общество исчезает во мраке руини кровавой бойни.
Вы хотите узнать, близок ли этот день? Следите за деньгами. Деньги — барометробщественной добродетели. Когда вы видите, что торговля ведется не по согласию,а по принуждению, когда для того, чтобы производить, вы должны получатьразрешение от тех людей, кто ничего не производит, когда деньги уплывают кдельцам не за товары, а за преимущества, когда вы видите, что люди становятсябогаче за взятку или по протекции, а не за работу, и ваши законы защищают невас от них, а их — от вас, когда коррупция приносит доход, а честностьстановится самопожертвованием, знайте, что ваше общество обречено. Деньги —благородная материя. Что не противостоит оружию, то не выступает противжестокости. Они не позволят стране выжить в виде полусобственности, полудобычи.
Когда бы разрушители ни появились среди людей, они начинают с разрушения денег,потому что деньги — защита людей и база их нравственного существования.Разрушители завладевают золотом, оставляя его хозяевам кипы обесцененных бумаг.Они убивают все объективные стандарты и отдают людей под деспотичную властьтех, кто произвольно устанавливает ценности. Золото было материальнойценностью, эквивалентом произведенного богатства. Бумага — закладная расписказа несуществующие ценности, обеспеченная лишь угрозами расправы с теми, ктооткажется созидать. Бумага — это чек, выписанный легальными грабителями насчет, который им не принадлежит, на счет добродетели жертв. Ждите, и настанетдень, когда чек вернется с пометкой «ваш счет превышен».
Сделав зло условием выживания, вы не можете ожидать, что люди останутсяхорошими. Не ожидайте от них того, что они останутся нравственными и пожертвуютжизнями, чтобы стать пищей для безнравственных. Не ожидайте, что они будутсоздавать, когда производство наказывается, а грабеж вознаграждается. Неспрашивайте, кто разрушил сей мир. Это вы его разрушили.
Вас окружают величайшие достижения высочайшей производящей цивилизации, а выудивляетесь, почему она рассыпается в прах вокруг вас, если вы проклинаете еежизнь и кровь -деньги. Вы смотрите поверх денег, как это делали до вас дикари,и недоумеваете, почему джунгли наступают на ваши города. На протяжении всейистории человечества деньги всегда крали грабители всех сортов, их именаизменялись, но метод оставался прежним: захватывать богатство силой и держатьпроизводителей связанными, униженными, бесславными, бесправными. Эта ваша фразао том, что деньги — зло, которую вы так церемонно и многозначительнопроизносите, пришла к нам из времен, когда богатство создавалось руками рабов,повторявших движения, некогда изобретенные чьим-то умом и столетиями остававшиесянеизменными. Когда производство управляется силой, а богатство добываетсязавоеваниями, возможности для конкуренции минимальные. И все же сквозь всестолетия стагнации и голода люди возносили грабителей, как аристократов меча,аристократов по рождению, аристократов письменного стола, и презиралипроизводителей, рабов, торгашей и лавочников, фабрикантов.
К вящей славе человечества существует первая и единственная за всю историюстрана денег — и у меня нет выше и почтеннее дани, которую я отдаю Америке: этострана разума, справедливости, свободы, производства, достижений. Впервые разумчеловеческий и деньги освобождены, и нет уже состояний, добытых завоеваниями,но есть только состояния заработанные, и вместо меченосцев и рабов появилсянастоящий создатель богатства, величайший работник, высочайший тип человека —человек, который сделал себя сам — американский промышленник. Если вы попроситеменя назвать важнейшую отличительную черту американцев, я скажу — и этоопределяет все прочее, — что они — люди, давшие миру фразу «делать деньги». Ниодин другой язык или нация никогда не использовали это словосочетание. Людивсегда думали о богатстве как о постоянном количестве, его захватывали,выпрашивали, наследовали, делили, грабили или получали за счет преимущества.Американцы были первыми, кто поняли, что богатство должно создавать. Слова«делать деньги» содержат квинтэссенцию человеческой морали.
И все-таки за эти слова американцев осуждают загнивающие культурыконтинентов-грабителей. Сейчас кредо грабителей заставляет вас защищать вашивысочайшие достижения как позорное клеймо, ваше процветание как вину, самыхвеликих ваших людей, промышленников, как мерзавцев, а ваши великолепные заводыкак продукт и собственность мускульного труда, труда подневольных, управляемыхкнутом рабов, как те, что строили египетские пирамиды. Этим подлецы, которые ссамодовольной ухмылкой заявляют, что не видят разницы между властью доллара ивластью кнута, следовало бы испытать ее на собственной шкуре. Я думаю, так ислучится.
Если вы не откроете для себя той истины, что деньги — корень всего доброго, чтоесть в мире, вы придете к собственному разрушению. Когда деньги станутинструментом отношений между людьми, человек станет инструментом человека.Выбирайте: кровь, кнут и оружие или доллары, другого не дано, и ваше времяистекает…