Серия: Офисныевойны

 

Вэтой статье я хочу рассказать о том, как  businesskillers уничтожают лучших ваших сотрудников. А так жео том, как нужно не позволить им это сделать.

Навернякакаждый человек в своей жизни сталкивался с наветами, клеветой, интригами. Оченьнеприятный опыт…

Ксожалению, и в бизнесе эти явления имеют место. Во-первых, этим занимаются сотрудники,не обладающие выдающимися способностями, не имеющие необходимых знаний и нежелающие эти самые знания приобретать. Не горя желанием много работать, они, темне менее, страстно желают получить кусок от общего пирога и занять лучшее местопод солнцем. Во-вторых, это те, кто считает, что они достойны гораздо большего,чем занимаемая ими должность и их зарплата. Не имея возможности или желания получить«причитающееся» честным трудом, они выстраивают схемы ухищрений, и для того,чтобы убрать тех, кто им мешает, пускают в ход клевету, подставы, наветы,интриги... Третьи - это те, кто прибегает к подобным ухищрениям из зависти,ради мести или просто из спортивного интереса – это люди, которым хорошо толькотогда, когда кому-то плохо. При этом надо понимать, что и первым, и вторым, итретьим мешают в первую очередь честные добросовестные люди, которые хорошоработают. Три описанных типа сотрудников действуют. А честные люди? Они частодопускают одну и ту же ошибку. Они встают в позу – «Я честный человек, и мне ненадо это доказывать, я выше всяких интриг». И пока честный человек стоит впозе,  плохие парни его с удовольствием «кушают».

Защищайтесь!Делайте это спокойно и грамотно, используя самое главное оружие против плохих:логику и правду.

Водной из компаний, где мы помогали в реорганизации бизнеса, произошла история,которая хорошо демонстрирует вышесказанное.

Запрошедший год компания резко, практически в два с половиной раза,  увеличила обороты. Собственник, он жегенеральный директор Игорь Владиславович все внимание и силы сосредоточил напроизводстве. При этом организационные вопросы, в том числе организация учета,работы бухгалтерии, отошли на второй план. Финансовые и материальные потокиостались практически без контроля. В результате сложилась тяжелая финансовая ситуация. Огромнаякредиторская задолженность, отсутствие возможности вывести точнуюдебиторку. Заказчики отказывались платить по выставленным счетам, поставщикиотказывались отгружать сырье и материалы, все это осложнялось тем, чтоналоговая полиция стала проявлять повышенный интерес к делам компании.Действовать приходилось в режиме цейтнота.

Нампришлось заменить финансового директора, а главного бухгалтера на тот моментуже не было - сам ушел, оставив после себя разваленную бухгалтерию. Надолжность финансового директора мы довольно быстро нашли профессионала высокогоуровня - Евгению Олеговну. Назначение же главного бухгалтера прошло мимо меня.Владелец взял Николая Васильевича по рекомендации знакомых. Меня это не сильнонапрягло. В случае чего, финансовый проконтролирует, решил я и переключился напоиски заместителя генерального по производству.

Зналбы я, сколько «радости» нам подарит вышеупомянутый главбух НиколайВасильевич…  Достаточно быстро сталопонятно, что молодой человек, мягко говоря, звезд с неба не хватает. Но мы все затягивали с  его увольнением.

-Дайте парню шанс, подучите его, за него уважаемые люди просили, -  уклонялся от претензий финансового директора Генеральный.

Представляете, «подучить» Главного бухгалтера! –возмущалась Евгения Олеговна (далее Е.О), - ведь из той программы, которую мынаписали, Коленька (так его между собой называли сотрудники) не выполнил насегодняшний момент ничего. Все кивает на то, что ему отчеты надо было срочносдавать. Хорошо, что я настояла на том, чтобы перед сдачей мне показали. Язаглянула, а там ошибок!.. Отправила на переделку, так он аж взвился. Короче, надобыстро искать другого, с этим мы погорим.

Авот Коленька уходить не собирался. Он понимал, что ему реально повезло с этойдолжностью и что в ближайшее время вряд ли представится еще такой шанс. Онбыстро сообразил, что основной угрозой его счастью является компетентныйфинансовый директор. Он быстро сдружился с заместителем по общим вопросам (ОльгаЛеонидовна), которая была противницей перемен, и которая, как подозревали, быласерым кардиналом и автором серых схем. Пользуясь ее поддержкой и тем, чтовладелец ничего не понимает в вопросах бухгалтерии, парень начал свою игру.Кстати, я заметил интересную вещь: чем меньше владельцы или высшие руководителипонимают в каких-то вопросах, тем хуже работают подразделения с этими вопросамисвязанные. Коленька оказался талантливым самопиарщиком. Самое незначительноесвое достижение он ухитрялся так преподнести генеральному, что выглядело это,по меньшей мере, как подвиг Геракла. При этом главбух ловко играл как на некомпетентностигенерального в вопросах бухгалтерии, так и на его страхе перед налоговымипроверками. Пикантности ситуации добавила информация о том, что налоговая позаказу конкурентов собралась делать внеочередную выездную проверку. На руку емуиграло еще и то, что Е.О., с целью выровнять финансовое положение компании,начала проводить в жизнь непопулярные меры по сокращению расходов и зарплаты. Инарод побежал жаловаться генеральному. Несколько раз были откровенные подставы.Например, финансовый директор сделала проект по зарплате, где была проставленатолько окладная часть зарплаты рабочих и ИТР без премиальных. Кто-то выложилпроект на общий ресурс и пустил слух, что сотрудникам урезали зарплату. Как иследовало ожидать, сотрудники подняли бучу, которую еле успокоили. Владельцупреподнесли случившееся как следствие халатности Е.О. В ситуации, конечно, разобрались,но осадок, как говорится, у генерального остался. Все это привело к тому, чтоотношение Игоря Владиславовича к Евгении Олеговне заметно охладело. Еще раззамечу, что все это происходило на фоне сложного общего положения в компании,  поэтому нервы у всех, а особенно у владельца,были взвинчены. Я понимал, что под Е.О. копают, хотя фактов не было.

Но, на нашесчастье, интриганы рано или поздно прокалываются. Понимаете, вся их играстроится на нашей с вами честности и интелегентности. Вернее, они четконащупали нашу слабую сторону и используют ее на все сто. Как ведет себябольшинство честных людей, когда понимают, что им врут? Останавливают лгуна ипрямо ему говорят об этом? Нет, нет и еще раз нет. Н-Е-У-Д-О-Б-Н-О как-то.  А как поступает большинство честных людей,когда слова собеседника вызывают у них сомнения? Требуют доказательств? Ну чтовы, как можно?! Так ведь и человека можно обидеть! И интриганы, пользуясь этим,говорят все, что хотят - все равно никто не будет проверять. Не стыдитесь,проверяйте!  Если человек честен, то проверкане заденет его чувств. А вот если человек начинает активно оскорбляться,  то за этим что-то да есть.

Новернемся к нашему... Коленьке.

Влетаетко мне Игорь Владиславович:

- представляешь,что Е.О. натворила?! У нас проверка должна вот-вот начаться! Я главбуху сказал,чтобы сидели допоздна и вышли в субботу, а та зашла в бухгалтерию и объявила, будто я приказал всех отпустить.Представляешь?!.

- А кто тебе это сказал?

- Да какая разница?! Ты давай ее не защищай!

- Да я ж не против. Виновата - накажешь. А сказал-то кто?

Ты скажи кто, и я тебе фокус покажу. Клянусь, тебепонравится. -

- Ну, Николай Васильевич.

- Вызывай его к себе.

Его- то зачем?

- Ты вызывай. Изумление тебе гарантирую.

-        Ладно,пошли ко мне.

-        Иеще, - добавил я, следи за его лицом все время разговора.

Черезпару минут зашел Коленька и с порога начал докладывать, как усиленно он и егокоманда работает.

       -Николай Васильевич, вы сказали ИгорюВладиславовичу, что финансовый директор. дала вам распоряжение отпуститьбухгалтерию по домам. Это так? Я изобразил на лице свою самую обаятельнуюулыбку.

У Коленькизабегали глаза. Такого вопроса он явно не ожидал. Кха-кха-кха - начал он прокашливаться,старательно отводя глаза.

-        Н-н-нет.Я н-н-е говорил.

-        Какне говорил? – удивился генеральный. – Вы же мне сами сказали что ЕвгенияОлеговна пришла и отпустила всех домой. Якобы это я приказал.

-        Ааа,вот вы о чем – стараясь не смотреть на меня заерзал на стуле Николай – да-да,было такое.

-        ИгорьВладиславович, пригласите, пожалуйста, Евгению Олеговну.

По лицам Коленькии «генерала» было понятно, что вот этого-то никто и не ожидал. Когда вошла Е.О.,оба были сильно смущены, но по разным причинам. Видно было, что генерал уже всепонял и был явно не рад, что затеял все это. А Коленька просто растерялся.

-        ЕвгенияОлеговна, вы отпускали сегодня работников бухгалтерии? - спросил я.

-        Счего вдруг я должна была отпускать их? – сильно удивилась Е.О. – это ж не моисотрудники.

-         Евгения Олеговна, зачем вы врете? –срывающимся фальцетом  заверещал Коленька.Вы же заходили к нам и сообщили, что Игорь Владиславович отпустил всех домой.Как вам не стыдно!?

У Е.О.округлились глаза – она явно была потрясена и не находила слов. Толькооткрывала и закрывала рот, переводя взгляд с меня на генерального.

-        НиколайВасильевич, вы шутите? – наконец собралась она – Это не смешно.

-        Вамлучше признаться… начал было Колинька.

-        НиколайВасильевич, а где это было? -  спросил я.

-        Вбухгалтерии.

-        Тоесть вы не один это слышали.

-        Конечноне один - в запале Коленька не понял, что сам лезет в капкан.

-        Акто еще был?

-        Светланаи Наталья.

-        Иони это тоже слышали?

-        Да.

-        Ядумаю, Николай Васильевич, вы хотите доказать свою правоту. Сейчас вызовемобоих и спросим.

 - Они уже ушли домой, Евгения Олеговна же ихотпустила – обрадовался Коленька.

-        Ничегострашного – говорю я - Николай Васильевич, у вас же есть их телефоны. Зачем намдо понедельника ждать? Сейчас позвоним и все до конца проясним.

-        Уменя нет их телефонов. Я им вне работы не звоню - не сдавался Коленька.  

-         Ничего страшного, Николай Васильевич - с невероятнодобрым лицом, доставая телефон, скаазала О.Е. - У меня есть. - Человеколюбие ижелание помочь ближнему слышалась в ее голосе - Я их даже наберу. Проделав ряд манипуляцийс телефоном, Е.О. передала трубку мне. –Наталья.

Вот тут вовзгляде Н.В. появилась затравленность.

Поздоровавшись иизвинившись за неурочный звонок, я спросил Наталью, заходила ли  к ним сегодня О.Е.

-        Дазаходила.

-        Азачем?

-        Ну,по поводу отчета по ЗП.

-        Аона вас сегодня с работы отпускала?

-        Нет,а почему она должна была нас отпустить?

-        Авы во сколько с работы ушли?

-        В17-00, как и положено.

-        Авы разве не должны были задержаться на работе?

-        Нет…нам никто не говорил…

-        Онапросто забыла, - не сдавался Коленька.

-        Невопрос, – Е.О. набрала номер следующего бухгалтера, и все повторилось сточностью, –та тоже не смогла понять, о чем идет речь.

-        Ячестный человек - сорвался Коленька на визг. На него было жалко смотреть. Нижняя челюсть и пальцы рук дрожали. Лобвспотел.

-        Все,закончили. Хлопнул по столу генеральный. Его лицо и шея были красными – Идите,Николай Васильевич, и вы, Евгения Олеговна, тоже идите. - Е.О. вышла.

-        ИгорьВладиславович, я не ...

-        Ясказал идите!

-        ИгорьВладиславович, еще минутку, - попросил я.

Вродебы и все. Справедливость восторжествовала, но я понимал, что Коленька сам бы наэто не решился - кишка тонка. За этим кто-то стоял, и я догадывался кто. Мненадо было, чтобы владелец все увидел сам.

Видно было, чтогенеральный готов взорваться и послать меня подальше. Но сдержался и кивнул –давай, мол.

Я сделал доброелицо - Николай Васильевич, я понимаю, что вы душой болеете за компанию. - я былсамо участие и понимание. Коленька активно закивал - и вы хотели как лучше - Коленьказакивал так, что я испугался, как бы у него не оторвалась голова. Вы простозапутались. Вы ведь, скорее всего, сами не слышали, как Евгения Олеговна отпускалабухгалтеров. Вам кто-то это сказал, а вы разозлились и, не разобравшись, пошлик Игорь Владиславовичу. Вас просто подвело чувство ответственности. Так ведь?

Коленька явно немог решиться. Он пыхтел,мялся, ерзал, и явно просчитывал в уме варианты - сдаватьили брать все на себя. И вот на его лице появилось выражение решительности:

-        Я,на самом деле, не слышал сам. Я был в налоговой. Когда вернулся, меня встретилаОльга Леонидовна (зам по общимвопросам), рассказала мне все это и порекомендовала сходить к ИгорюВладиславовичу. Она добавила, что финансовый меня подсиживает. И мне надонаконец решить, кто руководит бухгалтерией. Я разозлился, что Евгения Олеговналезет в мои дела и пошел разбираться. Я ведь за дело волнуюсь, поймите меняправильно. Все больше вдохновляясь начал вещать Коленька. Он, похоже, и сам ужеискренне верил, что руководствовался только интересами компании.

-        Игорь Владиславович, давайте проясним вопросдо конца и вызовем Ольгу Леонидовну?

-        Хватитуже – прорычал генеральный. – Идите, Николай Васильевич.  Я сказал ИДИТЕ! В понедельник поговорим.Коленьку как ветром сдуло.

Когда за нимзакрылась дверь , генеральный устало растер ладонями лицо, встал и подошел кокну.

- Молчи только –сказал он не оборачиваясь – знаю я, что Ольга стерва еще та. Знаю, что ворует.Но кого я вместо нее поставлю? У меня отгрузки горят, а она свой департамент вежовых рукавицах держит. Кем заменить? И на кой черт ты это представлениеустроил? Не мог так сказать? Такое чувство, что в дерьме извозился!

- А ты быповерил?! Я тебе еще прошлый раз с зарплатой говорил, что Евгению подставили. Аты? Игорь Владиславович, единственный способ пресечь эти игры - это очнаяставка и раскрутка до конца. Как только поймут, что за слова приходитсяотвечать, перестанут. НЕ принимай на веру, раскручивай. Оказалось, что сообщилиправду? Наказывай виновного. Выяснилось, что навет? Прижигай каленым железом.

-        Ладно,ладно. Понял я. Пойдем домой,  ужедевятый час., опять не получилось пораньше домой приехать. Завтра суббота, амне опять на работу. Надо будет перед Олеговной извиниться…