Возрождение розничной торговли метаном, прежде всего, будет зависеть от цен на нефтепродукты
Сжатый природный газ является топливом будущего и его ресурсы достаточно велики. Он может применяться в качестве моторного топлива без какой-либо переработки, кроме собственно добычи, транспортировки и сжатия до 200 атмосфер (20 МПа) на автомобильных компрессорных станциях с соответствующей очисткой и сушкой. Поэтому использование природного газа на автотранспорте является экономически весьма привлекательным. Кроме того, использование природного газа в качестве моторного топлива сможет не только улучшить экологическую обстановку, но и значительно снизить энергетическую зависимость страны от импорта нефти и нефтепродуктов, так как сжатый природный газ обладает комплексом экономических и энергетических преимуществ по сравнению с другими видами топлива.
К концу третьего квартала 2009 года стоимость пропан - бутана на заправках составляла 2,52 грн./л, а метана достигла 3,24 грн./куб. м, повысившись за месяц на целых 17%. Таким образом, сжатый газ несколько потерял свое ценовое и основное преимущество перед ближайшим конкурентом - сжиженным газом. Между тем эти минусы нивелировались низкой стоимостью сжатого газа - 2,00 - 2,20 грн./куб. м в позапрошлом 2008 году, которая в течение года оставалась относительно стабильной. Подписание газовых контрактов в начале 2009 года повлияло на увеличение стоимости сжатого газа. Так, согласно с официальными данными, стоимость сжатого газа на автозаправках в январе 2010 г. составила порядка - 3,76 грн за л, сжиженного газа - 3,39 грн за л. Но на фоне растущих и постоянно колеблющихся цен на традиционные нефтепродукты этот рынок можно уверенно назвать перспективным и развивающимся: парк переоборудованных авто активно растёт, как и количество новых заправок - АГНКС. За 2007 - 2008 гг. количество частных метановых заправок увеличилось в два раза. Тут стоит отметить также, что по сравнению со стоимостью нефти и нефтепродуктов цена на газовое топливо, в частности метан, более стабильна, и рост ее будет незначительным и достаточно прогнозируемым.
Заключение договора между Украиной и Россией в 2010 году вряд ли повлияет на гривневую цену на природный газ на внутреннем рынке Украины, потому что рост цены и курсовая разница, которая возникала в прошлом году, сдерживалась за счёт объёмов, накопленных в ПСГ и закупленных по старым ценам. На данный момент, если взять действующий на сегодняшний день курс национальной валюты и посчитать цену, исходя из 236 долларов, то фактически цена на природный газ вряд ли изменится для конечного потребителя. В частности – для промышленности. Таким образом, сказать, что что-либо изменится в связи с подписанием этого договора на рынке сжатого природного газа – было бы неправильно. Возрождение розничной торговли метаном, прежде всего, будет зависеть от цен на нефтепродукты: бензины и дизельное топливо. Как себя будет вести нефть, так и будет развиваться ситуация. Если цены будут расти, то, следовательно, будет более привлекательным потребление сжатого природного газа, потому что цена на него в общем-то фиксируется на довольно-таки длительный период.
Использование сжатого газа в качестве моторного топлива приветствуется и активно поддерживается со стороны государственных органов, как в странах Европы, так и ближнего зарубежья. Так, например, в марте этого года столичные власти Российской Федерации предложили освободить от транспортного налога владельцев автомобилей, использующих сжатый природный газ в качестве топлива. Стимулы для газификации автотранспорта в нашей стране те же, что и во всем мире: рост потребления нефтепродуктов при продолжающемся росте спроса на автомобили на фоне истощения нефтяных месторождений; необходимость снижения зависимости экономики от нефтепродуктов, особенно в транспортном секторе; возрастание негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду. По некоторым пессимистическим оценкам, истощение запасов нефти в индустриально развитых странах наступит уже в ближайшие годы. В России, по прогнозу ОПЕК, нефти хватит до 2021 г., а газа - до 2083 г. Истощение запасов нефти сопровождается ростом ее потребления. Спрос на нефть уже превышает объемы добычи, что неизбежно ведет к возникновению дефицита, который со временем будет нарастать. Если сегодня неудовлетворенным остается примерно 5 % спроса на нефть, то к 2025 г. дефицит может составить 12 %. Цены на нефть на мировом рынке постоянно растут. Все это заставляет многие страны мира искать пути предотвращения или смягчения вероятного топливного кризиса. Многие страны мира приняли национальные программы перевода транспорта на природный газ. Кстати, во многих странах мира применение сжатого природного газа на транспорте считается государственной политикой и всячески поддерживается. Например, во Франции человеку, покупающему автомобиль с газовым двигателем, государство выделяет безвозмездную ссуду. А в США налоговые льготы предусмотрены при покупке не только автомобиля, но и оборудования, использующего и производящего альтернативные виды топлива. Может быть, и нашему государству пора подумать над тем, чем и как заинтересовать владельцев авто, чтобы те перешли с бензина на газ?
Украинская сеть АГНКС имеет соединение с соответствующей сетью соседних стран, которая дает возможность обеспечить работу грузового автотранспорта на международных линиях. Но установка газа метана на автомобили в Украине сейчас не очень популярна из-за трех факторов. Во-первых, цена на него полностью зависит от экспорта из России и постоянно растет. Во-вторых, газовое оборудование для метана достаточно дорогое, в основном из-за дефицитных баллонов под метан, которые должны выдерживать давление 200 атмосфер. Ещё одной причиной, сдерживающей использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива, является значительная масса газовых баллонов и недостаточная надежность газовой аппаратуры. В последние годы появились металлопластиковые баллоны емкостью 34 и 50 л и массой 23 и 30 - 40 кг соответственно. Однако стоимость таких баллонов достаточно высока и их долговечность значительно ниже металлических. На сегодняшний день, разрабатываются адсорбционные системы хранения природного газа на автомобиле с использованием активированного угля. В-третьих, метановые баллоны существенно уменьшают грузоподъемность автомобиля, поэтому если и стоит устанавливать метановое ГБО, то лишь на грузовые автомобили, такие как ЗИЛ, ГАЗон, ГАЗель.
Плюс попутный продукт переработки нефти – пропан-бутан, так называемый СПБТ - был по цене несколько привлекательнее, чем сжатый природный газ. Кроме того, у пропан-бутана есть положительная с точки зрения конкурентоспособности черта как относительно недорогое и простое газобалонное оборудование. Поэтому для легковых автомобилей как в Украине, так и во всём мире больше применяется пропан-бутан. Это является сдерживающим фактором для развития сетей АГНКС: мы практически не видим АГНКС возле заправочных комплексов для легкового транспорта, потому что в основном на АГНКС заправляются грузовой и пассажирский транспорт. Если будет технологический прорыв в этом направлении, то рынок мгновенно отреагирует, потому что это расширение ассортимента продукции и это будет интересно владельцам заправочных станций. В ближайшее время следует ожидать пополнения автопарка грузовых и пассажирских астомобилей, если будет тенденция к тому, что цена на природный газ будет оставаться стабильной, а цена на нефтепродукты будет продолжать расти. Если же повысят акцизы на нефтепродукты, тогда это ещё сильнее подтолкнёт владельцев транспорта заправлять автомобили сжатым природным газом.