Назначение Степана Кубива на пост Первого вице-премьер-министра Украины - Министра экономического развития и торговли было сложно предсказать заранее. Если верить политическим обозревателям, Степан Иванович сумел стать тем самым «компромиссным кандидатом»: он и с Яценюком не скрывал отношений, и состоит в рядах Блока Петра Порошенко. С другой стороны, нам, представителям малого и среднего бизнеса, куда более важны деловые качества нового министра, чем политические мотивы, побудившие его к вступлению на эту должность.

Начнем с главного – колоссальный экономический спад, который накрыл украинскую экономику. Для справки, сегодня доля малого и среднего бизнеса в экономике Украины – почти 60%. Неплохой показатель, который находится на уровне с Польшей, Испанией и другими странами Европы.

Но, как же мы его достигли? Дело в том, что за последние несколько лет, из-за физического уменьшения объемов производств и реализации товаров, доля крупного бизнеса упала больше, чем в полтора раза. Немудрено, что на этом фоне мы получили «бумажный рост». Первая, и самая значительная проблема – замедлившаяся экономика, которая тянет на дно все сферы хозяйственной деятельности в Украине.

Несомненно, решение этого вопроса должно быть комплексным, включать в себя инструменты прямого и непрямого стимулирования, в том числе налоговую либерализацию, кредитование и другие.

Еще один важный аспект – разрыв экспортно-импортных связей, которые так и не удалось восстановить или скомпенсировать за последние несколько лет. Хоть эта проблема и касается в большей степени крупного бизнеса, но она выступает еще и системообразующим фактором для общей экономической среды. Таким образом, резкое снижение экспорта в долларовом эквиваленте привело еще и к сжатию внутреннего рынка. Дальше, из-за циклического характера экономики, мы получаем эффект «закручивающейся спирали», когда с каждым новым витком кризис лишь усиливается.

В этом случае Министерство должно взять на себя роль не только регулятора, но и помощника. Задача государственного органа – создать условия и инфраструктуру для упрощенного выхода на зарубежные рынки украинских субъектов предпринимательской деятельности.

Третий момент касается уже непосредственного малого и среднего бизнеса – это проблема кредитования. Представьте, какую рентабельность должен иметь магазинчик под вашим домом, чтобы его владелец отдавал кредит, взятый под 25% годовых? Но сегодня ситуация стала еще более комичной – даже под 25% представителю малого и среднего бизнеса кредит получить если не невозможно, то очень проблематично.

И тут уже Степан Кубив вряд ли сможет отвертеться  – математик и банкир, он точно должен иметь план, как решать проблему доступного кредитования для украинского бюджетообразующего класса.

Четвертый фактор – упрощенная система налогообложения. В одном из своих последних интервью Кубив пообещал не только оставить упрощенную систему, но и разобраться с крупными торговыми сетями, использующими ее для так называемой «налоговой оптимизации» (так красиво называют уход от уплаты налогов). По его словам, поддержка малого бизнеса должна стать одним из приоритетов работы Министерства. Что ж, хотелось бы  получить результат «на деле», в виде конкретных шагов навстречу украинскому малому и среднему бизнесу. В этот же пункт я хотел бы добавить и запреты на торговлю во временных сооружениях для малого бизнеса.

Министерство обязано дать свою оценку таким действиям со стороны местных советов, и, в случае необходимости, добиваться принятия тех законов, которые бы помешали впредь ограничивать экономическую свободу граждан.  

Министр экономики – это большой омбудсмен, который действительно понимает проблематику, слышит и реагирует на нее. Это человек, который не говорит о проблеме, а занимается ее решением. Если сегодня на этом посту мы увидим человека-действия, а не просто «говорящую голову», это будет серьезный импульс для всей украинской экономики.