Электронное декларирование позволило обществу узнать, какхранят заработанное непосильным трудом украинские чиновники. Оказалось, чтосамыми распространенными направлениями вложения являются квартиры и земельныеучастки. Встречаются еще коллекционеры машин, часов, мехов, драгоценностей (вналичии золотых батонов никто не признался, но кресты стоимостью в шестьгодовых зарплат депутата имеются). Также обычными оказались огромные сумыналичности, причем часто валютной, от десятков тысяч до миллионов долларов и евро.

Оставим за скобками вопрос, откуда все это взялось. Интереснейдругое – почему такие «бабкинские» способы вложения? Огромные средства вложеныне в заводы, станки, пароходы, которые приносят стабильную прибыль, а в мертвыйгруз наличности и драгоценностей, в лучшем случае, в квартиры, которые, хоть и могут дать доход от сдачи, но не сравнятся с производственным инвестированием. Да ихранение наличности вместо банковского депозита нельзя назвать эффективным поведением бизнесмена.

Все дело в том, что чиновники отлично понимают, в какойсреде они живут. Условия для бизнеса настолько некомфортны, а обнищание населениянастолько велико, что владельцам свободных денег попросту некуда их вкладывать. В глобальном смысле ситуация такова, что имеющийся бизнес уже удовлетворяет весь возможный платежеспособный спрос,вкладывать некуда. К тому же если построить завод – то его могут отжать, он может самобанкротится, его могут «закошмарить» силовики, наконец, завод сложно быстро продать,в отличие от квартиры или вывезти за рубеж, в отличие от драгоценностей.

Фактически, наш истеблишмент ведет себя как дрожжи. Какизвестно, дрожжи перерабатывают сахар в спирт. Но жить в среде с высокимсодержанием спирта они не могут, поэтому, когда спирта становится слишкоммного, дрожжи погибают. В Украине токсичная экономика отражается и на всемостальном – медицине, дорогах, безопасности, образовании. Человек не блоха, ковсему привыкнет, а наши чиновники гибче дрожжей. Они живут на две пробирки. В одной они перерабатывают сахар в спирт, а в другой размножаются и обучают потомство. Поэтому чиновники погибают отсозданной ими среды редко, хотя случаи бывают (Нардеп Куприй: Два месяца назад врачи убилимоего ребенка, Джарты умер из-за врачебной ошибки).Более предусмотрительные лечатся, обучают детей и, главное, инвестируют за рубежом. Азадекларированные в Украине наличность и квартиры – это так, оперативная запасыили же шальные деньги, которые времени не хватило пристроить получше.

Могут ли дрожжи эволюционировать в людей или нужна поголовнаялюстрация на всех крепко подвешенных люстрах? Мировой опыт подсказывает, чтоэволюция возможна, при условии постоянного давления. Именно страх революций сделализ дикого капитализма запада прошлых веков современный капитализм счеловеческим лицом, который по факту превзошел все достижения социалистическоймодели развития. Но такая эволюция требует века, в лучшем случае несколькодесятков лет. При имеющихся темпах реформ, если не прекратится серьезная помощьдавлением с запада, из Украины может получиться что-то более-менее похожее насовременную Польшу лет через пятьдесят. Другой путь, под давлением сверху, можетзапустить замену дрожжей на людей сверху. Тогда можно уложиться лет вдесять-двадцать.

Но для того, чтобы появился шанс на второй путь, большинствонаселения Украины должно перестать голосовать за дрожжи. И ознакомление сэлектронной декларацией кандидата это один из способов определить, с кем мы имеемдело – с человеком разумным (возможно) или наверняка с представителем царствагрибов.