... стоимости акций и обменного курса в периоды после чрезмерных денежных вливаний в экономику. Тогда сравнивалось две модели поведения показателей после резкого увеличения денежной массы - инфляционная и не инфляционная. Сегодня благодаря этому исследованию в том числе, в условиях, когда во всем мире наблюдаем выпуск в оборот огромного количества денежных средств, можем говорить о его последствиях. Так в течение следующих трех лет стоит ожидать уверенного роста цен на недвижимость, роста ВВП, практически неизменности курсового паритета, а вот с акциями все не ясно и  зависит от инфляции. Если она случится, то акции подрастут, чтобы потом упасть, а если нет, то рассчитывать на «бычий» тренд не приходится.

Источник:https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpwps/ecbwp749.pdf

Сегодня на фоне ситуации с Covid19 правительства ведущих стран очень щедро выделяют своим экономикам огромные средства для преодоления кризиса. Уникальность текущей экономической ситуации еще и в том, что после второй мировой войны не было такого одновременного и повсеместного увеличения денежного объема. Это хорошо видно на графике денежного агрегата M3 для стран ОЕСР с самого начала наблюдений. Он показывает так называемую «широкую денежную массу», - максимально полное отражение количества денег в экономике.

Источник:https://data.oecd.org/money/broad-money-m3.htm  Денежный агрегат М3 для стран ОЕСР (1980-2020)

Последние месяцы триллионы долларов выделяются по различным программам. Делает эти цифры более осязаемыми, приведение их к удельному размеру помощи, выделяемой каждой из стран в пересчете на одного жителя. Так США выделила в пересчете на каждого своего гражданина по 7 000 дол, Китаем объявлено про выделение 3295, Германией - 2275, Канадой - 3836 долларов США, Украиной - 1617, но уже гривен на одного жителя.

Глядя на динамику объема денежной массы в мире, понимаешь: эта помощь уже «в деле», правда, не везде. За три месяца пандемии Украина освоила 1% от выделенного фонда для преодоления последствий пандемии, что составило 16 гривен на человека. Слабая финансовая поддержка отечественного бизнеса, усиление фискальной нагрузки, несвоевременные и даже вредные изменения в законодательстве, касающиеся финансовых рынков, - все это мало похоже на действия для преодоления последствий кризиса. Однако не везде так, как в Украине. Ряд стран выделяет денежные средства в колоссальном объеме, и тратятся они с невиданной до сегодняшнего дня скоростью. Например, США и Китай, соревнуясь буквально во всем, остались верны себе и в выделяемых размерах помощи своим экономикам.

Соединенные штаты были первыми, кто объявил и без промедления начал активно вливать деньги в экономику. Это видно на графике денежного агрегата M2, который отличается от М3 на величину сберегательных вкладов и гособлигаций.


Источник: https://tradingeconomics.com/united-states/money-supply-m2

Китай отставать не собирается.  И про это мы можем судить по недавнему заявлению И Ганга, главы народного банка КНР, на экономическом форуме в Шанхае, который 18 июня сказал буквально следующее: «Новые кредиты вероятно достигнут рекордного уровня в 20 триллионов юаней в этом году, увеличившись с 16.81 трлн юаней по состоянию на конец 2019 года, и общее социальное финансирование может увеличиться на более чем тридцать триллионов юаней». Другими словами, Китай планирует выделить собственной экономике сумму эквивалентную 32% от его ВВП. Также важно, что из 3.1 триллионов долларов золотовалютных запасов Китая 40-50% — это активы, номинированные в долларах. В условиях, когда страна планирует прямое стимулирование совокупного спроса через социальные программы, во избежание неконтролируемой инфляции в стране необходимо будет пожертвовать частью этих резервов. Остается только строить догадки, какое огромное количество «лишних» долларов выйдет на рынок в этом году, и повлечет ли это инфляцию в общемировом масштабе. Вопрос скорее риторический, так как сомнений в том, что инфляция уже стоит на пороге, тают с каждым днем. Она неизбежно приведет к росту цен недвижимости, а вспомнив исследование Европейского Центробанка, о котором уже говорилось здесь в самом начале, ждем роста цен на 3.5% уже в этом году.

Чем еще обернется резкое увеличение объема денежной массы в столь коротком промежутке времени во всемирном масштабе и как с этим будут справляться регуляторы, увидим в ближайшие III-IV квартала. Также непредсказуемы последствия второй волны эпидемии, ожидаемой осенью. Но уже сегодня можно утверждать, что дефляция в долгосрочной перспективе не предвидится, а значит для недвижимости, как, впрочем, для любого лимитированного актива, ожидать падения цен не стоит.