Обсуждали подорожание квартир большей площади и недвижимости за городом, хотя  кризис и должно дешеветь. Сегодня общество разделилось на тех, кто живет и тех, кто смотрит на жизнь из окна двадцать третьего этажа. Тема недвижимости за городом стала уже мейнстримом, здесь понятно: после введения карантина обладатели загородного дома превратились в особый, привилегированный класс. Последние события ярко проявили несовершенство существующего урбанистического тренда — превращение квартиры в спальню с удобствами, показав дискомфорт жизни в такой квартире, где раньше было вполне отлично ночевать.
Глядя на цифры, видим как распределялся спрос на квартиры раньше, уверен в будущих проектах они изменятся. Для наглядности, возьмем несколько жилых комплексов Киева, в строительство которых мы инвестировали. Так в двух комплексах класса эконом распределение следующее: средний процент однокомнатных квартир от общего числа составляет 68%, двухкомнатных- 26% и трехкомнатных 6%, справедливости ради замечу, что практика покупки и объединения нескольких квартир не редкость. По комфорт-классу взяли для анализа пять жилых комплексов с количеством квартир от 400 до 900, по всем пяти распределение примерно одинаковое: однокомнатные 55% от общего числа, двухкомнатные - 36% и трехкомнатных 9%. По бизнес-классу наблюдаем распределение отличное от предыдущих. Анализируя два проинвестированных нами комплекса видим, что средний процент однокомнатных составляет 24%, двухкомнатных - 40%, а трехкомнатных — 36%. Таким образом, чем выше класс, тем выше процент квартир с большим количеством комнат. Но вчерашние жители одно и двухкомнатных квартир или малогабаритных «хрущевок», будут стремиться изменить свое жилье и увеличить его хоть на 10-15 метров.

Как жила раньше классическая семья из четырех человек, где двое взрослых и двое детей, один школьного и второй дошкольного возраста? Утром глава семьи на ходу выпивая чашку кофе и доедая бутерброд, подхватывал старшего ребенка и отвозил в школу, а истинная глава семьи, прилагая зачастую героические усилия, отводила младшее чадо в садик. После этого наступала тишь и благодать, - все работали, учились, занимались бизнесом. Вечером семья собиралась, в лучшем случае ужинала в полном составе, и все разбредались по своим углам. Для нужд такой семьи двухкомнатной квартиры с большой кухней может быть вполне достаточно. Карантин все изменил. Работающему отцу семейства необходимы тишина и отдельное пространство, которое не пересекают остальные домочадцы. Истинной главе семьи нужно придумать чем кормить эту ораву три-четыре раза в день и договориться с мужем о поочередном графике приготовления пищи, потому что у нее тоже дела и работа. У старшего ребенка занятия и ему тоже нужно свое рабочее место. Младшего все устраивает, но ему все время хочется играть, и поэтому его надо изолировать от всех. Итого надо минимум три комнаты, отделенные от кухни. И минимальная площадь жилья, в котором такая семья может выжить, не поубивав друг друга через месяц, составляет две спальни, зал и кухня-столовая. А если речь идет о том, чтобы жить с относительным комфортом, то надо еще одна дополнительная комната – библиотека/кабинет. Кроме того, становится жизненно важным наличие в квартире отдельной зоны при входе с санузлом, где можно сразу после улицы вымыть руки и переодеться. Меняются требования не только к внутреннему наполнению, а и общим пространствам жилья - спортзал, зона для барбекю во дворе и прочее. От придомовой территории будут ожидать большего — дорожка для бега вокруг дома становится веским плюсом при выборе места для жизни. Спрос на квартиры большей площади будет расти, что уже начало влиять на их цену. Хотя раньше цена за метр квадратный жилья с каждой дополнительной комнатой становилась меньше. То, что когда-то рассматривалось как «лишние» метры, становится жизненной необходимостью.

Если говорить о долгосрочных тенденциях, очень вероятно, мы становимся свидетелями резкого разворота потребительских предпочтений в сторону деурбанизации. Вместе со свершающейся революцией в мире белых воротничков и массового перехода в онлайн во всех сферах, начиная с работы и заканчивая медициной, возникает естественный вопрос: а зачем жить в центре, зачем жить в городе, если лучше, удобней, безопасней жить за его пределами? С каждым днем все больше взоров горожан направляется в ближайшие городские окрестности. Время усадеб, коттеджей, таунхаусов, вилл и дач наступает. Там тоже есть свои риски и неудобства – инфраструктурные элементы коммерческого и публичного сектора практически не развиты. Правда есть надежда, что новый опыт жителей Конча-Заспы и прочих элитных пригородов Киевской области, столкнувшихся после возвращения из Куршавеля с действительностью оказаться в опорной больнице Киевской области в Белой Церкви, а не в столичной Александровской больнице, приведет к практическим действиям в сфере развития публичного сектора. А вот за коммерческий сектор переживать не стоит - рынок услуг подстроится под изменившийся мир и новые предпочтения людей.