Бюджет второй свежести
Классик украинской литературы М. Булгаков словами своихгероев в романе «Мастер и Маргарита»:
«— Осетринуприслаливторойсвежести, — сообщилбуфетчик.
Голубчик, этовздор!
Чеговздор?
Втораясвежесть — вотчтовздор!Свежестьбываеттолькоодна — первая, онажеипоследняя.Аеслиосетринавторойсвежести, тоэтоозначает, чтоонатухлая!»
Похоже, чтогосударственный бюджет Украины на 2016-й год, очередную версию которогопрезентовал Минфин, предложен нам второй свежести.
А, как и осетрина у классика, это «…означает,что она тухлая!».
Судите сами.
Сколько раз нам говорили, что нужнопережить проблемный 2015-й год, и с нового, 2016-го года в Украине начнетсяэкономический рост, сопровождающийся улучшением жизни украинского народа иповышением социальных стандартов в обществе.
Тогда, по логике демократическихгосударств, такое повышение социальных стандартов должно быть открытым дляобщества, и отраженным в годовом Бюджете – основном программном (пусть икраткосрочном) документе социально-экономического развития страны.
Возможно, в представленном Минфиномварианте бюджета такое повышение соцстандартов и заложено. Однако обнаружитьэто сложно.
Ведь вряд ли можно назватьповышением соцстандартов в государстве увеличение официального прожиточногоминимума с 1330 грн/мес с 1-го января 2016-го года (ставка, уже действующая с1-го сентября 2015-го года) до 1496 грн/мес (да и то, только с 1-го декабря2016-го года).
Такая же ситуация и в отношениисредней минимальной заработной платы: с 1378 грн/мес с 1-го января 2015-го годаповышение до 1550 грн/мес к концу года (тоже с 1-го декабря 2016-го).
И в том и другом случае повышениесоставляет 12,5%
А с учетом прогнозируемого уровняинфляции в 12 годовых процентов (по факту, как обычно, окажется гораздо выше),которая продолжит раскручиваться с января, а не к концу года, повышениеминимальных ставок выглядит, как попытка компенсации инфляционных потерь, а неповышение социальных стандартов в обществе.
Да и то, с учетом девальвациигривны, инфляции и практически отсутствия роста экономики, реальные доходынаселения не вырастут, а продолжат свое падение.
И если ДАЖЕ официальная украинская статистикавынуждена была констатировать, что в 2015-м году более 30% украинскогонаселения находилось за чертой официального уровня бедности, можно предположить(на основании экономических расчетов), что эта цифра, по итогам 2016-го годаможет приблизиться к 40%.
А это уже полный коллапсгосударства, и его, якобы, социальной политики.
Украинская власть не может, или нехочет понять, что в условиях технологической отсталости украинской экономики,тормозящей экспортный рост, единственным драйвером экономического роста может идолжен стать внутриукраинский потребительский рынок. Рынок, где потребителямиявляются не только домохозяйства, но и другие субъекты экономики: предприятия;коммунальные хозяйства; инфраструктурные проекты и т.д.
Но основным условием ростаукраинского потребительского рынка является увеличение покупательнойспособности населения, основанной на динамичном росте его реальных доходов.
А в реалиях падения доходовнаселения, приводящих к его обнищанию, экономический рост в государственевозможен. Что и подтверждается прогнозом роста реального ВВП Украины на2016-й год.
И при такой социально-экономическойполитике, так будет и в дальнейшем.