Закон о соцстандартах: политическая авантюра или забота о населении?
Вот и дождались того, о чем нас предупреждали эксперты – МВФ отказывается сотрудничать с нами до тех пор, пока украинцы не договорятся между собой. Т.е. ждать сего счастливого действа нам придется еще долго: как минимум – до 17 января, как максимум – до следующих парламентских выборов. Самое интересное, что также думают и сами зарубежные эксперты. Еще 7 ноября директор-распорядитель МВФ Доминик СТРОСС-КАН неосторожно сболтнул в интервью западным СМИ, что Фонд продолжит сотрудничество с Украиной только после завершения президентских выборов. Сообразив, что такие заявления можно расценивать как вмешательство во внутренние дела государства, официальная позиция МВФ спустя всего два дня стала совершенно иной. И уже вчера было официально объявлено, что Фонд в вопросе сотрудничества с Украиной никоим образом не привязывается к дате президентских выборов, и все будет зависеть только от того, как быстро украинской власти удастся достичь консенсуса между всеми своими ветвями и разветвлениями. Таким образом «легких денег» в виде четвертого транша в размере почти $5 млрд нам не видать как … ну скажем, честного адвоката, неподкупного судью и принципиального работника прокуратуры на одном процессе.
Причина – вступление в силу Закона о соцстандартах, который автоматически раскручивает гигантский маховик инфляции. При этом при его принятии никакого консенсуса не наблюдалось в принципе. Напомним, что 20 октября 2009 г. ВР Украины приняла в целом закон №4762 "Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы", внесенный на рассмотрение парламента депутатом от Блока Литвина О. Зарубинским. Законом предлагается установить прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 ноября 2009 г. - 701 грн, с 1 января 2010 г. - 825 грн, с 1 апреля - 839 грн, с 1 июля - 843 грн, с 1 октября - 861 грн, с 1 декабря - 875 грн. Документ также предусматривает установление такого размера минимальной заработной платы: с 1 ноября 2009 г. - 744 грн, с 1 января 2010 г. - 869 грн, с 1 апреля - 884 грн, с 1 июля - 888 грн, с 1 октября - 907 грн, с 1 декабря - 922 грн.
Реакция международных экспертов была прогнозируемая – дефицит бюджета при таких дополнительных нагрузках станет неподъемным для страны, а значит, основной финансовый документ просто треснет по швам. Поэтому все деньги попросту уйдут на «проедание», а не на поддержку экономики.
Определенной возможностью не испортить отношения с МВФ было наложение Президентом вето на данный Закон, чего страстно добивалась Юлия Тимошенко. Однако гарант Конституции этого делать не захотел. Вероятно из-за того, чтобы в канун выборов его не обвиняли в нежелании «хоть немного помочь собственному народу». И то верно, о выполнении бюджета и соцобязательств пусть думает правительство. Народу же и впрямь повышение минимальных пенсий и зарплат видится определенным благом.
Ну что ж, на сегодня последней возможностью избавиться от «атомной бомбы» для экономики Украины является подключение к разборкам третьей ветви власти, а именно Конституционного Суда. Впрочем, даже в таком вопросе как обеспечение запроса в суд единства мыслей и поступков не наблюдается. Сначала было объявлено о том, что Министерство юстиции Украины рассматривает возможность подачи в Конституционный Суд представления о неконстуционности закона о повышении социальных стандартов. Однако в итоге такое представление поступило от 50 депутатов, которым, наверное, надоело ждать конкретных шагов от Николая Онищука.
Самое интересное, что юридически ничего сложного для Суда в принятии правильного решения не будет. Данный закон прямо противоречит двум другим, которые уже действуют не первый год. Прежде всего, это касается закона об оплате труда, где отмечается, что «любые изменения относительно размера минимальной заработной платы должны осуществляться в рамках бюджетного процесса». Также, нарушена статья 4 Закона «О прожиточном минимуме», где отмечается, «что размер прожиточного минимума может меняться исключительно по инициативе правительства и в рамках бюджетного процесса». Экономическая подоплека дела тоже проста: в мировой практике уже были случаи, когда даже менее резкое, чем в Украине, поднятие минимальных зарплат приводило к безработице. К примеру, в США в 1988-м увеличение минимальной зарплаты на 10% привело к сокращению уровня занятости на 2-3%, особенно среди молодежи. Зато, какие политические страсти будут бушевать при любом из решений Суда, можно только догадываться. В общем, судьям будет нелегко, это точно.
Теперь давайте поразмыслим, а что этот закон несет народу? Во-первых, выполнение данного закона может привести к росту дефицита государственного бюджета до 7-8% ВВП. А значит, некоторые отрасли не получат даже тот мизер, который был запланирован в сентябре. Во-вторых, следствием замораживания сотрудничества с МВФ станет ослабление гривны на валютном рынке. Это приведет к проблемам в банковском секторе, где доля «плохих» кредитов может вырасти до 15-20%, пострадают семейные бюджеты тех семей, которые брали кредиты, номинированные в долларах или евро.
Понимая губительность данного закона для бюджета, Верховная Рада в конце прошлой недели попыталась сделать ход конем. В результате парламент на увеличение социальных стандартов дополнительно выделил 0,817 млрд. гривен. За принятие законопроекта N5297 проголосовало 246 депутатов при минимально необходимых 226. В частности, Рада увеличила расходы госбюджета по программе Покрытие дефицита средств Пенсионного фонда Украины для выплаты пенсий на сумму 717 млн. гривен. Кроме того, парламент увеличил субвенции из госбюджета местным бюджетам на выплату социальной помощи на 100 млн. гривен. Увеличение расходов по этим статьям осуществлено за счет уменьшения на соответствующую сумму предусмотренного объема финансирования расходов на обслуживание внутреннего государственного долга. Как видим в документе указаны только источники средств для повышения минимальной пенсии, а также для сравнительно небольших соцвыплат малоимущим. И ничего не сказано о повышении зарплат бюджетникам. Таким образом правительством будет сэкономлено около 6 млрд грн в этом году. Однако откуда взять еще несколько десятков млрд на покрытие этих же выплат в следующем году – не знает никто. В этом смысле транш от МВФ был бы очень кстати, однако его нет. И не известно, будет ли.
Понятно, что сама по себе проблема повышения соцвыплат очень актуальна. В совокупности по бюджетной сфере это затрагивает очень большие пласты социальных слоев, потому что прожиточный минимум влияет не только на пенсионные выплаты, но и на помощи, стипендии и другие бюджетные выплаты, установленные от уровня прожиточного минимума. Соответственно, минимальная заработная плата тоже влияет на всю бюджетную сферу и на все сектора экономики, которые согласно закону не имеют права устанавливать заработную плату работников ниже этого определенного уровня.
Эти социальные стандарты устанавливать необходимо еще и по той причине, что они не менялись на протяжении последних двух лет (2008-2009 гг.). А, посчитав уровень инфляции и подорожание отдельных групп товаров, от которых зависит большинство людей (продукты питания, одежда, медицинские услуги, лекарственные препараты и т.д.), некорректно говорить о том, что эти стандарты не нуждаются в повышении. Нуждаются. Но только не во время предвыборной гонки, когда ради дополнительных баллов политики абсолютно не считаются с мнением экспертов.
Впрочем, во всем необходимо находить позитив. Даже в политическом авантюризме. Если взять оценку данного закона и сравнить с общим уровнем будущих затрат на заработную плату в бюджетной сфере и на увеличение пенсий, то этот объем не такой катастрофический, как о нем говорят. Однако все эти выплаты должны осуществляться в совокупности со строжайшей бюджетной дисциплиной, увеличением уплаты платежей в бюджет и одновременным улучшением социально-экономической ситуации в Украине, в частности, налаживанием работы во многих отраслях экономики, разблокированием финансовых «параличей» в экономике и т.д. Только в таком случае этот закон будет эффективным.