Надо признать, что в Украине до сих пор понятие бакалавра ассоциируется с неким промежуточным статусом недоучки-подростка, а между тем, везде, где эта ученая степень давно известна, бакалавр – вполне уважаемая личность, являющаяся исполнителем достаточного широкого круга разнообразных функций.

На основании этого положительного опыта можно считать бакалавра носителем предметного знания, позволяющего отправлять рабочие функции профессии по известным стандартным моделям.

Именно в этом понимании бакалаврами следует считать известных исполнителей в области музыки, вокала, кино и театра, спорта и государственного управления.

Бакалавры вполне успешно осуществляют функционирование стандартных схем, процессов и моделей. Некоторые это делают мастерски, становясь знаменитыми. Достаточно упомянуть Хворостовского, Магомаева, Мирошниченко, Табакова (Матроскин), Джигарханяна (Волк: «Шо, опять?!») и многих других. Бакалавры государственного управления не столь известны, но и среди них имеется много прекрасных исполнителей стандартных схем.

Но беда в том, что никакая сверхвысокая квалификация бакалавра не может быть гарантией возможности работы этого бакалавра в нестандартных схемах или даже строить новые модели, чего требуют реформы.

Очень жаль, что реформы в Украине делают бакалавры Тигипко (помните, в нестандартной ситуации он оставил пост начальника штаба?) и другие хорошие носители предметного знания. Безусловно, бакалавры из Гарварда не менее продуктивны и успешны в попытках создания новых моделей, что и «наши» бакалавры.

Таким образом, стоит проблема искать магистров государственного управления, способных выбирать, а то и компоновать новые модели реформирования жизнедеятельности страны.

Да, трудна работа! Сначала услышать, потом понять, а потом и начать поиск творцов. Дла правящих бакалавров хоть бело-голубого, хоть тыквенно-спелого цвета – задача непосильная, увы…