О критериях анализа европейской цивилизации
В процитированной статье, в целом вызывающей раздумья, говорится о некоей цивилизации земного типа, изучение которой путем сравнительного анализа не представляется возможным в силу ее уникальности. Возможно, автор имеет в виду человечество в целом, абстрагируясь не только от броуновского движения отдельных личностей, но и принимая гипотезу континуума на всей планете. Увы, такая идеализация модели будет возможна лишь через несколько столетий, а то и тысячелетий, потому что на уровне рас и групп народов мы имеем дело со счетным количеством несмешиваемых сущностей.
Поэтому вполне резонно пойти вслед за историками и согласиться с существованием на Земле нескольких, может, и не всегда известных науке цивилизаций. Тогда появляется возможность и сравнительного анализа, и выработки критериев, характеризующих цивилизацию, атрибутов и параметров, отличающих и объединяющих разные их виды.
Истории известны цивилизации Древних Китая, Индии, Египта, Греции, Рима, Карфагена (?). Я не говорю о более ранних цивилизациях из-за малой осведомленности, но и в сопоставлении уже перечисленных можно поискать критерии сопоставимости, по которым можно отметить либо сходство, либо различие. Математизация научной дисциплины происходит на стадии ее превращения в теорию, а до этого еще, по мнению цитируемого автора, еще далеко, но о критериях следует говорить еще на стадии построения модели.
Итак, существуют базисные критерии, временные и граничные критерии. К базисным критериям относятся те, на которых зиждется данная цивилизация – идеология, жизненный уклад (помните: семья – ячейка общества?), общественные отношения… К граничным относятся территориальные, пространственные критерии, определяющие локальность, открытость, проникновение не только вширь, но и вглубь (культура). К временным критериям относятся хронология, периодизация и т.п.
К сожалению, совокупность критериев не может быть представлена простой матрицей, хотя можно проследить сложные отношения между ними. В принципе, идеализация реальной модели цивилизации может происходить именно на уровне установления отношений между критериями, определяяющими искомую модель.
Это если применять естественнонаучные методы исследования, начиная с построения модели…
Европейская цивилизация отсутствовала до тех пор, пока христианство огнем и мечем уничтожало народы Европы и культуру греко-римской цивилизации, а исламские страны развивались в это время на основе импортированной культуры Древней Греции, проложившей дорогу на Восток еще со времен Искандера. Только за счет остатков культуры древнего мира, пришедших в Европу от арабов, удалось произвести Возрождение (Чинквеченто, Ренессанс) и «дальнейшее развитие» Европейской цивилизации практически с нуля, разве не так? Ее распространение нельзя назвать глобальным, поэтому пока еще рано говорить о некоей цивилизации земного типа…