Слово «демократия» как ни одно другое олицетворяет народную первостепенность , так как происходит от слова «демос» - народ. Углубившись в оголтелое стремление в Европу, многие ораторы от политики забыли, что сладкий пряник европейской жизни – это видимое следствие чёткого отлаженного механизма работы законов, менталитета его исполнителей и что наиболее важно, желания исполнителей следовать этому закону.

Наша молодая, но уже «бывалая» Украина успела увидеть многое во время самого важного базиса демократии – выборов.

Чтобы прочувствовать всю недемократичность и призрачность народного выбора, проследуем по некоторым фактам довыборов в Верховную Раду 2016 по свежим следам. Проделав путь по избирательным округам, нам открылась удручающая картина махинаций, провокаций, несознательности избирателя, комиссий, а так же другие факты нарушения законов государства и морали по отношению к народу.

Выборы по экономическим законам.

Спрос, как известно, формирует предложение. Сей основополагающий закон экономики, как нельзя лучше работает и во время выборной гонки. Кто-то идёт проверенным путём, складывая в пакеты с фото кандидата гречку, желудевый кофе и сахар. Кто-то предлагает денежный эквивалент – мол, сами себе что-то купите.

В век инноваций, криминальные схемы так же поражают своей витиеватостью. Технологии подкупа прочно занимают своё место в выборной гонке, особенно когда речь идёт о мажоритарных округах. Не стоит говорить, что ресурс подкупа, как правило, направлен на провластного кандидата в этом регионе.

Черниговский регион отличился тем, что рьяно «протаскивал» «строителя нового будущего» Максима Микитася, который уже не раз был замечен в киевских строительных скандалах. Молодой строитель Микитась окружил себя лояльно настроенными к нему членами избирательных комиссий и изрядно попользовался технологией сетки. Вкратце можно описать это так. Сетка сплетается из множества купленных голосов представителей местных, которых заранее мотивируют на результат в денежном эквиваленте. Далее эта масса «идейных» борцов просто разбавляет существенно меньшее количество реальных избирателей.

Второй вариант, упорно используемый на Украине, это группа технических кандидатов, не дающих с аккумулировать нужное количество голосов для настоящего претендента, и получить больше представителей в комиссиях.

Славная Днепропетровская область была отмечена Оппозицией в выносе бюллетеней, схемах карусели, раздаче денег из автомобилей, распространении агитационных флаеров в день голосования и других основных принципах украинских «демократических» выборов.

Луганский Сталкер.

Округ № 114 стал поистине зоной мистических явлений и «необъяснимых» фактов. Прифронтовой округ Луганской области отметился рекордным количеством нарушений и странных стечений обстоятельств.

По результатам регистрации появилось рекордное количество кандидатов – 107 человек. Но вот что примечательно. Среди радеющих за Луганщину кандидатов, всего семь проживает на этой территории. Остальные кандидаты – это выдвиженцы партийных съездов, самовыдвиженцы, напоминающие партийные проекты, очевидно технические кандидаты из одной партии, которые проживают в Киеве, Львове, Харькове и Черкассах. Если копнуть глубже, выясняется, что сами кандидаты – либо пенсионеры (довольно не дорогой вариант предвыборной услуги) или зажиточные бизнесмены. Однако провластному кандидату для «правды» ничего не жалко, даже 14,5 тыс. грн. залога при регистрации кандидатов-ассистентов.

Без зазрения совести и с завидным энтузиазмом бронетранспортёра к власти пробирался Сергей Шахов, хотя в списках предположительных кандидатов по результатам опросов он и близко замечен не был.

А замечен он был в тёмной истории нападения на главу избирательной комиссии Евгения Байрамова. Перипетии вокруг Байрамова подробно описал еще один из кандидатов Всеволод Филимоненко.

На многих избирательных участках активно работали «социологи» из неизвестной компании «Стратегия. Рост». Под прикрытием опроса общественного мнения социологи выспрашивали, за кого отдают голоса избиратели и агитировали за Сергея Шахова.

Основным «новшеством» стало массовая замена членов участковых комиссий, которые появились в день голосования без документов и полдня неизвестно кто обеспечивал в неразберихе процесс голосования.

В результате волшебных метаморфоз явка на Луганщине была ошеломляющей – свыше 60 %, что даже на первый взгляд неправдоподобно.

В день тишины именно по 114 округу продолжалось распространение печатного агитационного материала с фальшивым бонусом в эквиваленте 200 грн. в поддержку любимого кандидата.

Кроме прочего, во время подсчета бюллетеней, поступил сигнал о минировании здания, и как следствие, было эвакуировано 250 человек.

Однако после выяснения ложности подобного сигнала, не удалось собрать кворум, т.к. несколько членов комиссии исчезли с рабочих мест и только после замен членов ОВК процесс пошел дальше.

Выгодная непрозрачность.

О путанности и неоднозначности языка законов уже давно говорят в цивилизованном обществе. Проблемой упрощения и адаптации законодательного языка занимаются по всему миру, однако Украина по-прежнему стойко не касается этого вопроса

Напротив, многие социальные, политические и экономические аспекты украинской действительности построены именно на запутанности и недоработанности украинского законодательства.

Закон про выборы не является исключением. Каждая доработка или рабочее изменение в закон происходят «впритык» к старту кампании. Таким образом, нет физической возможности обеспечить прозрачные и технически слаженные выборы.

Во-первых, ни один механизм не анализируется и не прорабатывается на профильных площадках. Во-вторых, члены комиссий, скорее, представляют собой стихийно собранные компании желающих немного заработать жителей округа. О квалификации членов избиркома не стоит и мечтать, т.к. времени на их обучение нет.

Проведение обучения членов избирательных комиссий должно носить централизованный и планомерный характер. Состав комиссий должен утверждаться задолго до дня голосования. Таким образом, каждый член комиссии будет обучен и проинструктирован по самому процессу и его возможным рискам.

Отдельная проблема выборов – их «техничность». Технические партии и их кандидаты «засоряют эфир» избирателя. Луганский округ является тому прекрасным подтверждением. 107 кандидатов в депутаты – это огромный бюллетень.

Среди такого количества фамилий довольно трудно выбрать (найти) своего. К тому же, несложно проследить, какой процент партий выдвинул несколько технических кандидатов, а какие партии появились на свет исключительно под выборы.

Запретив участие в выборах партиям меньше года от роду, можно снизить порог техничности. А если переставить акцент с имени представителя партии, на её непосредственную программу, избиратель сможет выбрать перспективу действия, а не обаяние персоналии. Запретить в названии партий использовать имена.

Европейская практика вписывания фамилии кандидата или названия партии снизит процент ошибки и неправильной галочки.

Любую так называемую "техничность", нужно свести к минимуму. Технических кандидатов, технические партии, технические окружные и участковые комиссии. Например: партии, которые никто не знает, за месяц до выборов находят людей в члены комиссии по всей стране, а люди в свою очередь не всегда даже могут назвать партию, которая их подала.

Выполнив это, мы до минимума сведем такую несправедливую процедуру как жеребьевка. В маленьких селах, где без техничности, комиссии будет сложно сформировать, ввести норму, что сельская комиссия сможет выполнять функции участковой.

Зомбирование телевизионной агитацией введёт в транс даже самого стрессоустойчивого гражданина. По сути, чем чаще с экрана нам улыбается политик, тем больше откладывается о нём информация. А вместе с правильно подобранными технологиями, происходит простое насаждение нужного выбора, как и завещал дедушка Оруэл.

По-настоящему демократические выборы возможны только без агрессивной политической агитации. Достаточно личных встреч с избирателями, которые показывают гораздо больше, чем политтехнологичные фишки. Лидеры должны спускаться на землю, делать хорошие дела, отвечать на вопросы людей в живых беседах. Тем самым таким способом иметь возможность попасть в новости, а не одурманивать людей лозунгами с экранов и щитов.

Запретить политическую рекламу на телевидении и на бигбордах.

Поистине больная для Украины тема – голосование переселенцев приобретает абсурдные очертания. О ба лагеря «за» и «против»ссылаются на 24 статью Конституции Украины. Она гласит, что права граждан, в том числе избирательные, равны. А это значит, что вынужденные переселенцы могут и должны иметь право проголосовать по месту своего вынужденного переселения, а не по месту регистрации на оккупированной территории, где остался его разбитый снарядами или разграбленный дом. Ведь переселенец работая, платит налоги, участвует в жизни громады, дети ходят в школу. Не замечать проблемы бесправности двух миллионов переселенцев нельзя.

Послесловие.

Европейская демократия на данный момент далека от реалий Украины. Выбор – это то, что закладывает свободу, перспективу, и веру в будущее. Большинство украинцев давно и глубоко переживают кризис доверия власти и осознают условность выборного процесса.

Однако прозрачное законодательство, способное контролировать и отлаживать взвешенный выборный процесс способно вернуть Украине контроль над ситуацией.

Только профессиональная команда членов комиссии способная качественно отследить, предугадать и предупредить любую фальсификацию, а также качественно проинформировать избирателя, не путаясь в азах, является инструментом исполнения народной воли.

Оптимизация законов о выборах способна показать, кого мы выбираем, как происходит выбор, и отсеять индивидуальных лоббистов, глухих к проблемам народа, на внеочередных парламентских выборах.

Необходимость повтора выборов в парламент в ближайшее время уже более чем очевидна, ведь выборы 2016 уже успели продемонстрировать свою фейковость и несостоятельность, не достигнув своей главной цели – обеспечения эффективного управления страной.

В результате действительно демократических выборов с прозрачными процессами выбор народа предопределит реализацию его свобод, подчеркнёт гражданскую ответственность за выбор и будущее государства.