Почему монополизм так сладок?
«В чем проблема?», - спросите Вы. Проблема в том, что таким решением Кабинета Министров Украины утверждается лишение возможности предоставления аналогичного права других организаторам торгов, ведь текст распоряжения выписан таким образом, что предприятие, которое не относится к сфере управления Министерства юстиции Украины даже теоретически теперь не имеет права стать организатором торгов.
Недавно на нашей странице в facebook, нас спросил один пользователь: «Что это будет означать на практике?»
Для начала давайте разберемся что не так с СЕТАМ. В 2014 году после того, как власть со «злочинной» поменялась на «не злочинну» было принято решение о проведении эксперимента по внедрению электронных торгов арестованным имуществом, которое до этого торговались очень непублично и непрозрачно на 4 компаниях, очень близких к тогдашнему руководству Министерства юстиции Украины. В начале данного эксперимента было принято решение проводить торги на одной площадке, которую обслуживал НАИС – орган, который обслуживал все реестры. Я тогда сразу подумал о чем-то нехорошем, но решил уточнить у Министра смогут ли сторонние площадки стать организатором тех же электронных торгов арестованным имуществом, на что был получен положительный ответ.
В 2015 году создается ДП «СЕТАМ» которое полностью перенимает бразды правления и начинает активно перенимать на себя функции организатора торгов и администратора базы данных. Результатом этого становится то, что СЕТАМ вплоть до этого времени сопровождают просто огромное количество коррупционных скандалов. Пользователи стали жаловаться то на пропадающие кнопки во время торгов, то на то, что ставка показалась, но в результатах торгов пропала. Многих участников просто не допускали к торгам по тем или иным причинам.
Финалом этой эпопеи стали торги Рокитнянским сахарным заводом, которые были проведены в угоду определенным покупателям. Эта история приобрела широкий общественный резонанс в СМИ и обществе.
Однако это стало форсирующим фактором для запуска Прозорро.Продажи на реализацию активов банков, переданных в ФГВФЛ а также для начала расследования Антимонопольным комитетом Украины вопроса о нарушении принципов конкурентности на рынке арестованного имущества.
Результатом расследования Антимонопольного комитета стало предписание Министурству юстиции Украины лишить ГП «СЕТАМ» монопольного преимущества в части организации электронных торгов арестованным имуществом. Это предписание, как мы видим из решения Кабинета Министров Украины, никто не собирался выполнять.
После запуска проекта Прозорро.Продажи, для того, чтобы та или иная торговая площадка имела возможность продавать активы лопнувших банков, необходимо было пройти автоматические и ручные тесты электронной системы торгов для каждой из претендующих площадок. В этих тестах, равно как и в прохождении всего этапа конкурсного отбора СЕТАМ принимать участия не стал.
Он сконцентрировался на том, что умеет делать лучше всего – продавать лоты определенным покупателям, исключая конкурентную борьбу и принцип прозрачности и соревнования участников. Детальнее об этом рассказали журналисты программы «СХЕМИ». В киберполициизаметили системный и постоянный характер этих сделок.
Единственным выходом из данной ситуации мы видели создание для СЕТАМ конкурентов. Реализация имущества на одной торговой площадке никак не добавляет рынку конкурентности и прозрачности да еще, к тому же организация контролирует саму базу данных – прямой путь к ручному управлению торгами. Наличие же конкурентных площадок при реализации арестованного имущества лишит СЕТАМ возможности реализовывать лоты для «своих», а те участники, которых могут заблокировать при торгах на торговой площадке СЕТАМ, могут легко принять участие через другого организатора торгов, который не будет принимать против него противоправных действий.
Эти идеи и стали основой для проведения рабочих групп на базе Министерства юстиции Украины вместе с общественной организацией «Разом проти корупції». На рабочих встречах мы говорили о том, что нужно разделить функции организатора торгов и администратора базы данных, предлагали использовать модель ProZorro.Sale. Несколько нехотя, но представители министерства и СЕТАМ соглашались с необходимостью оптимизации торговых процедур и расширения количества организаторов торгов для исключения коррупции.
Неожиданно для всех, вместо предоставления возможности другим торговым площадкам организовывать торги арестованным имуществом СЕТАМ объявил о запуске торгов с фиксацией ставок по технологии Блокчейн, которая якобы гарантирует надежность установки ставки.
Ранее руководством СЕТАМ была анонсирована агентская программа, согласно которой площадке предоставлялась возможность привести покупателя на торги и в случае, если он совершил покупку с электронной площадки агента, площадке выплачивалось всего 1% от суммы реализации лота, а СЕТАМ в таком случае получал остальные – 4%. Естественно, эта программа не устроила торговые площадки и не пользовалась спросом.
Учитывая то, то в прошлом году был принят новый закон о частных исполнителях, что позволяет вывести на рынок более 500 млрд грн арестованных активов, торговля таким огромным массивом объектов на одной площадке грозит высокими коррупционными не только рисками, но и реалиями.
Наша ассоциация неоднократно обращалась в ГП «СЕТАМ» для того, чтобы уточнить сколько стоит разработка электронной торговой системы и находится ли она на балансе ГП или за ее обслуживание справляется какая-то мзда. Ответов на эти вопросы мы не получили. Однако, согласно нашей информации, суммы оплаты услуг поддержки работы электронной торговой системы госпредприятия «СЕТАМ» доходят до сотен миллионов гривен в год, что очень похоже на манипулирование доходами и уклонению от уплаты налогов.
В результате того, что Кабинетом Министров Украины принято вышеуказанное распоряжение, все надежды на то, что конкуренция позволит исключить коррупционную составляющую при торгах, а также не позволит участникам торгов получить качественный сервис и свободно выбирать более функциональную и удобную торговую площадку для торгов. Вопрос конкурентности, прозрачности торгов остается на «честном слове» Павла Петренко.