В шаге от бюджета
Еще 20 октября украинский парламент принял в первом чтении проект закона о государственном бюджете на 2012 год, с тех пор, - а это уже без малого два месяца, - документ готовится ко второму чтению. Депутаты, представители исполнительной власти, эксперты в один голос твердят, что данный законопроект необходимо доработать и принять до конца текущего года. Иначе Украине придется начинать 2012 исходя из показателей бюджета старого года, чего на сегодняшний день, по словам председателя Верховной Рады, страна себе позволить не может.
Для решения этого архиважного вопроса остается все меньше времени, и тем не менее Кабинет министров Украины медлит с подачей проекта госбюджета на рассмотрение ВР во втором чтении. Это вполне объяснимо, поскольку ряд ключевых показателей, от которых зависят и конкретные цифры, и конфигурация доходов/расходов, еще остаются несогласованными или неясными по достаточно веским причинам.
Причина первая – отсутствие какой-либо определенности в сфере газовых соглашений с Россией. Газовые контракты всегда были потенциально проблемной статьей украинского бюджета, способной по цепочке вызвать целый комплекс негативных экономических явлений. Помимо того, что оплата потребленных/законтрактованных объемов газа влечет значительное сокращение финансирования других сфер, она также неизбежно стимулирует спрос на иностранную валюту внутри страны, может провоцировать ее дефицит, сокращение золотовалютных резервов Национального банка, при несбалансированном платежном балансе государства – уход его в глубокий дефицит и т.д.
Эти факторы, усиливаясь другими внутри- и внешнеэкономическими обстоятельствами, могут послужить причиной для еще более серьезной дестабилизации экономики. В случае же с Украиной именно такая угроза и существует.
В данный момент только ленивый не говорит о грядущей второй волне мирового финансово-экономического кризиса, который может самым плачевным образом отразиться на ситуации в нашей стране: от ограничения притока так необходимых инвестиций и приостановки кредитных программ – до сокращения и без того скромных объемов украинского экспорта. За этим также следует падение покупательной способности национальной валюты, сворачивание производства, сокращение числа рабочих мест.
Далее, неясной остается ситуация с пенсионными выплатами на следующий год. В бюджете заложен дефицит ПФ на уровне 10 млрд гривен. А пенсии, если не увеличивать, - то индексировать сообразно уровню инфляции надо! Но даже такое «экономное» финансирование ПФ не оставляет в бюджете средств для повышения пенсий тем категориям, выплаты которым осуществляются напрямую из государственной казны, т.е. – активно отстаивающим свое право на них чернобыльцам и афганцам. Если оставить их требования без внимания, в стране продолжит нарастать социальное напряжение.
Правительство изыскивает альтернативные источники наполнения бюджета, от налога на богатство и анти-оффшорной регуляции – до привлечения иностранных кредитов и переговоров с каждым потенциальным инвестором на наивысшем уровне, расширения международного оборота гривны. Но все эти меры скорее – полумеры, подходят для разового вмешательства в экономический процесс на его критическом этапе, отсюда и затягивание бюджетного процесса.
Чтобы располагать надежными, устойчивыми и стоящими доверия экономическими показателями развития Украины, необходимо проводить непопулярные структурные реформы в экономике, развивать производство, активизировать внутренний рынок, поддерживать украинского экспортера. А это требует длительных односторонних усилий (результат станет заметен только через годы) и некоторых добровольных ограничений, на которые не готов идти ни украинский народ, ни зависимая от его настроений украинская власть.