Судебно-психологическая экспертиза с использованием полиграфа (СПЭИП) относится к классу судебно-психологических экспертиз.  Следственная, судебная практика свидетельствует, что формулирование вопросов без участия судебного эксперта психолога (полиграфолога) приводит к тому, что  вопросы выносимые на судебно-психологическую экспертизу с использованием полиграфа нередко выходят за пределы компетенции  судебного эксперта психолога. Родовым объектом изучения психологической экспертизы с использованием полиграфа является личность, а специальным объектом - психологическая установка на сокрытие интересующей следствие информации как такой, которая имеет определенное юридическое значение и вызывает наступление правовых последствий, в виде чего предъявляемые стимулы по Узнадзе, только раздражают и без того имеющийся в коре головного мозга очаг возбуждения связанный с проводимым исследованием и желанием "не сболтнуть лишнего" у опрашиваемого лица. Поэтому и возникает так называемый катарсис, когда лицо с начало скрывало интересующую информацию и давало на нее значимые вегетативные реакции, а после того как призналось в этом, то при повторном предъявлении тех же вопросов, стимулов амплитуда вегетативных реакций существенно снизилась. Теория установки Узнадзе является основополагающей теорией в обосновании научности метода психологического опроса с использованием полиграфа. Ну и для справки - Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличием у субъекта потребности в ее удовлетворении. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление, а так же стимул или вопрос.

Если рассматривать выявление психологической установки на сокрытие интересующей следствие информации как предмет судебно-психологической экспертизы с использованием полиграфа, то сфера компетенции полиграфолога заключается в именно в выявлении данной установки к тем или иным интересующим следствие обстоятельствам через ее психофизиологические корреляты формулируемым судебным экспертом психологом (полиграфологом) в вопросах или иных стимулах предъявляемых в ходе судебно-психологической экспертизы. А в дальнейшем задача следствия проверить действительно ли выявленные установки указывают на имевшее место сокрытие и причастность подэкспертного лица к определенным событиям или их деталям или нет.

Ответы  на вопросы  о существовании события либо отдельных обстоятельств преступления, о виновности либо невиновности лица, его причастности либо непричастности к преступлению, правдивости либо ложности его показаний судебный эксперт психолог (полиграфолог) не дает, т.к. формулирование таких выводов выходит за пределы его компетенции.

При анализе полученных в ходе производства психологической экспертизы с использованием полиграфа данных по полиграмме изучается фоновый уровень динамики физиологических показателей; отмечаются артефакты; устанавливается наличие (отсутствие) психофизиологических реакций на предъявленные стимулы; проводится оценка динамики психофизиологических реакций обследуемого на стимулы предъявляемые в ходе экспертного исследования; выделяется совокупность стимулов, значимых для индивида, на которые бессознательно подэкспертный демонстрирует сильные вегетативные реакции. Поскольку вегетативные реакции в известной мере являются «индикаторами» внутренней установки на сокрытие юридически значимой информации, в дальнейшем в результате исследования возможно установление причинно-следственной связи выявленных реакций на значимые стимулы с намерением скрыть определенные обстоятельства исследуемого события, послужившее поводом для проведения судебно-психологической экспертизы с использованием полиграфа. Выводы по вопросам, поставленным на разрешение полиграфолога, делаются на основе комплексного анализа полученных в ходе исследования данных.

В компетенцию судебного эксперта психолога (полиграфолога) входит формулирование выводов:
1) о степени информированности обследуемого лица о событии или его деталях, интересующих инициатора экспертизы, обусловленной наличием (отсутствием) у него психологической установки на сокрытие значимой информации, сформировавшейся в связи со случившимся к конкретным обстоятельствам исследуемого определенного события;
2) о наличии или отсутствии психологической установки на сокрытие значимой для следствия информации о событии, послужившем поводом для проведения судебно-психологической экспертизы с использованием полиграфа.

Формулирование вывода о существовании события либо отдельных обстоятельств  преступления, о виновности либо невиновности лица, его причастности либо непричастности к преступлению, правдивости либо ложности его показаний в компетенцию судебного эксперта психолога (полиграфолога) не входит. В соответствии с ч.1 ст.91 УПК Украины обязанность доказывания обстоятельств, предусмотренных статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, возлагается на следователя, прокурора и в установленных настоящим Кодексом случаях - на потерпевшего. Заключение эксперта - это подробное описание проведенных экспертом исследований и сделанных по их результатам психологической экспертизы выводам, обоснованные ответы на вопросы, поставленные лицом, которое привлекло эксперта, или следственным судьей или судом, поручившим проведение экспертизы. Вопросы, которые ставятся эксперту, и его заключение по ним не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта. Заключение эксперта - это только источник сведений, на основе которых указанные уполномоченные лица в порядке, определённом УПК Украины, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного производства. Наличие в выводах судебного эксперта психолога (полиграфолога) непосредственных суждений о существовании события либо отдельных обстоятельств преступления, о виновности либо невиновности лица, правдивости либо ложности показаний и т.д. является прямым нарушением положений уголовно-процессуального закона, подменяющим юридическую оценку судом, прокурором, следователем сведений о преступлении.

Вывод по результатам психологической экспертизы с использованием полиграфа может быть сделан в категорической, вероятностной форме либо в форме вывода о невозможности решения поставленных вопросов. Категорический вывод по результатам психологической экспертизы с использованием полиграфа может быть получен в ситуации, когда эксперт имеет возможность использовать весь арсенал методов исследования.

Для справки предлагается ознакомление с судебной практикой использования судебно-психологической экспертизы (исследования) по полиграфу в Украине (источник постоянно пополняется новыми судебными решениями).