Не так давно я уже писал о том, что жить в родной для меня Донецкой области сейчас не просто. Боевые действия, тотальная безработица, недешевая коммуналка и самый стремительный рост цен.

 Своеобразный антирекорд по уровню инфляции в Донецкой области зафиксировала Государственная служба статистики Украины. Специалисты сравнили цены в регионе на декабрь 2016-го с ценами в декабре 2017-го – и установили: уровень инфляции в Донецкой области достиг 15,9%, в Луганской – на 1% меньше. И это при том, что в граничащей с Донецкой - Днепропетровской области показатель инфляции составил 12,8%.

В отчете Государственной службы статистики отмечается, что в 2017-м году стремительнее всего в Донецкой области дорожали продукты питания. А также, что на фоне определенного эпизодического колебания цен на коммуналку, местами – в сторону уменьшения, в Донецкой области она медленно, но неуклонно росла.

И что вовсе удивительно: если по всей Украине в 2017 году цены на одежду и обувь оставались стабильными, а иногда и падали, то в Донецкой области даже эти товары продолжали дорожать.

Далее, согласно этому же отчету Госстата, лечиться и учиться жителям Донецкого региона стоит приблизительно столько же, сколько и жителям других областей. А вот ресторанное и отельное обслуживание подскочило раза в четыре существеннее, чем на остальной территории Украины: не на 1,8%, а на 8,3%.

Почему же жизнь в области настолько стремительно дорожает? Донецкое областное управление статистики попыталось объяснить сей феномен прошлогодним повышением вдвое минимальной зарплаты и существенным ростом пенсий, а также тем фактом, что в регионе производят всего треть молочных и мясных продуктов, потребляемых в Донецкой области. Остальное приходится привозить из других областей, а это может сказаться на цене самым непредсказуемым образом.

И правда, больше всего подорожали именно молочные и мясные продукты – в сравнении с ценами на декабрь 2016-го, в последнем месяце 2017-го цены на них подскочили на 22-27%, уступив лишь фруктам и овощам, цены на которые взвинтились в среднем процентов на 40.

Стремительный рост цен совершенно обосновано волнует людей восточных областей Украины лишь немногим меньше, чем война. Об этом свидетельствуют данные многочисленных социологических опросов, к примеру, майского исследования социологической группы «Рейтинг». Это не удивительно - в Украине люди тратят на продукты 38% своих доходов, тогда как в Германии, к примеру, этот показатель составляет всего 10,6%.

Практически на всех встречах с избирателями я слышу от людей жалобы на цены. И на то, что очень скоро многим придется экономить на самом необходимом. В том числе – на еде.

Дикость – скажете вы. Соглашусь. Вот только эта дикость вполне может стать реальностью в 21 веке на территории самой большой страны Европы.

После того, как государство перестало регулировать цены на социальные продукты, темпы их роста впечатляют. К примеру, журналисты издания «Сегодня» подсчитали, что после отмены регуляции пшеничный хлеб подорожал на 59%, свинина – на 27%, а яйца – на 98%. Значительная часть продуктов из перечня социальных подорожала почти в половину.

У людей возникает резонный вопрос: откуда Госслужба статистики взяла свои 11,7% инфляции по продуктам питания, если по отдельности каждый из них подорожал вдвое? Почему при таких раскладах в отчетах Донецкого облуправления скромно фигурирует подорожание в среднем на 1% в месяц, а в мае – еще и удешевление продуктов?

Самое тревожное, что предпосылок к тому, что инфляция замедлится, а цены стабилизируются, пока нет. Как нет и ответов на вопрос, каким образом при существующих тенденциях выживать людям через месяц, год, десять лет?

Говорят, признание болезни – первый шаг к выздоровлению. Но это не тот случай. Объяснений чиновников, что дороговизна продуктов обусловлена тем, что на подконтрольных территориях Донецкой области не могут производить достаточно еды, чтобы покрыть спрос по региону, явно недостаточно. Если в области не хватает потенциала для развития сельскохозяйственного производства, то надо продумать, как наладить сотрудничество с теми регионами, которые производят продуктов больше, чем потребляют. Но пока ни о чем подобном мы не слышим.

Кроме того, Донетчина и сахаром себя не обеспечивает. Но, в отличие от молока и мяса, колебания цен на этот продукт соответствовали общегосударственным.

Учитывая эти обстоятельства, я убежден, что мы поспешили отказаться от государственного регулирования цен на социальные продукты. По крайней мере, до тех пор, пока Украине не удастся обуздать инфляцию, государство должно контролировать цены на основные продукты питания. И, параллельно с этим, вести такую социально ориентированную экономическую политику, чтобы бизнесу было выгодно, учитывая свой интерес, думать и о людях.