Мы движемся в новую реальность. Она заключается в том, что в сегодняшнем глобальном мире все приведено в движение и взаимодействие, а понятие границ стирается.

В такой ситуации выигрывают те страны, которые имеют долгосрочную стратегию. Однозначно, к таковым сегодня можно отнести США и Китай. Те же государства, которые сфокусированы на среднесрочную или краткосрочную стратегию, либо будут подчинены чьим-то интересам и вынуждены играть на чьей-то стороне, либо же их разорвут на куски.

Какова сегодня роль нашей страны во всех этих глобальных процессах? Куда движется Украина и какую перспективу имеем мы? Пока эти вопросы остаются открытыми. И будут таковыми до тех пор, пока мы не сделаем осознанный выбор. Мы, как страна и нация, нуждаемся в том, чтобы наконец-то понять, каков наш вектор безопасности. Ведь геополитически Украина всегда занимала особое и очень важное место в Европе. Мы не просто так были своего рода транзитным мостом, соединяющим геополитические интересы Востока и Запада. Это особое место, как в океане, где сходятся потоки вод, холодные и тёплые. Место смешения, которое дает возможность одному и второму потоку слиться, выровнять свои температуры. В Атлантике на северо-западе существует самое благоприятное для жизни место. Почему именно там, а не в южных тёплых морях? Потому что именно там соединяются тёплые и холодные воды и создают уникальные климатические условия.

Так вот, у Украины такая же роль - стать местом слияния евразийской культуры, традиций, и стать местом благоприятным для жизни.

Сегодня мир в определении. И мы тоже должны определиться со своей долгосрочной стратегической целью. Если мы строим сильный европейский континент, в котором однозначно есть понятие геополитического ядра, вокруг которого все выстраивается по правилам и технологиям, тогда перспектива Украины в том, что она в состоянии стать потоком Гольфстрим, который выровняет разные культуры. Конечно, при условии, что она останется государством, сохраняющим нейтралитет, как Швейцария. Мы не должны стать холодным или тёплым потоком. Мы призваны объединить их. Мы должны быть в уникальном состоянии равновесия. Если же мы выберем только одну сторону, то будем продолжать строить стратегию однополярного мира, где сильнейший становится ведущим с точки зрения абсолютно всех процессов: экономических, политических, военных. Понятно, что на то, что быть таким центром, претендует Америка. Это ее стратегия. Это ни хорошо, ни плохо. Это так как есть. Она движется своим путем.

Если Европа пойдет в сторону построения транснациональных отношений, где взаимодействие с ориентиром на сильного геополитического партнера США, тогда роль Украины станет совершенно иной. В краткосрочной перспективе будет сложная ситуация, потому что наши соседи будут все равно претендовать и упираться в том, чтобы отвоевывать свои стратегические интересы. Пусть даже и среднесрочные. В таком случае Украина может пасть заложником именно этих процессов. Поскольку мы сами не взяли на себя осознанную роль государства, которое должно было оставаться внеблоковым, быть местом уравновешивания интересов, взглядов, культурных взаимодействий. А не стать точкой, где взрываются все неприемлемые разные интересы этих культур, традиций и истории.

Поэтому шаг в сторону какого-либо выбора – трагичен для Украины. Он не соответствует той миссии, которая у нас есть и из которой должна вырасти стратегия. Поэтому много можно приводить в пример исторических фактов о том, что при наличии одних и тех же ресурсов, у нас могут быть совершенно разные истории. Наша миссия – быть золотой серединой.

Чего мы добиваемся сегодня ликвидацией внеблокового статуса и заявлениями о стратегическом партнёрстве с блоком НАТО? Имеем ли мы возможность присоединиться к этому блоку в ближайшее время? Нет, конечно. Потому что это длительный процесс. Сможем ли мы его пройти без потерь? Нет, не сможем. Потому что это один из ключевых вопросов для нашего соседа. Поэтому, если вернутся во времена, когда президентом был Леонид Кучма, окажется, что он был прав, заявляя о политике многовекторности, и выдерживая этот статус нейтральности нашей страны.

И надо ответственно заявить, что именно в нейтральности наша стратегия. Присутствие внеблокового статуса давало нам большую свободу. Нам надо было подумать и не стоило спешить с истеричными решениями. В исторической ретроспективе мы правильно начали. Но нам надо было не играть в стратегию нейтралитета, а надо было объяснить, что она реальная. Нашу нейтральность действительно необходимо было наполнить реальным смыслом, а это сделано не было. Если мы сейчас останемся вне каких-либо блоков или объединений, хорошо будет абсолютно всем. У Украины такая миссия. Как в природе. Если холодный с горячим потоком встречаются, то образуется нейтральная и благоприятная зона.

Ликвидация статуса внеблоковости Украины - это был несколько необдуманный шаг, который свидетельствует незрелости наших политических элит. У них не хватило достаточно мудрости, чтобы оценить нынешнюю ситуацию, посмотреть на долгосрочную перспективу и начать продуцировать национальную стратегию, которая заключается в том, что Украина должна оставаться нейтральным транзитным государством. Транзитным абсолютно во всех отношениях. Государством, которое бы скрепило взаимоотношения на европейском континенте и содействовало их развитию.