Меня, как бизнесмена, часто спрашивают: существует ли сегодня полностью "белый и чистый" бизнес в Украине?

Да, существует – обычно отвечаю я. В основном, это дочерние структуры международных корпораций. А также – наиболее сознательные и добросовестные отечественные компании.

На этом этапе разговора обычно задают вопрос-продолжение: а какая разница в прибыли между теневым бизнесом и «белым»?

Единственно верного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Дело в том, что разница в прибыли между теневым и легальным бизнесом различается в зависимости от отрасли экономики. Но в среднем мы можем говорить о разрыве в 12-14 процентов. То есть, если у легального бизнеса – 10% прибыли от общего оборота, то у теневого – 22-24%. Отсюда, говорю я обычно, и необходимость реформы детенизации.

«Детенизация», то есть вывод основной части экономики из тени – это прежде всего создание равных условий, правил ведения бизнеса для всех участников рынка. Условий, которые способствуют развитию честной конкуренции и цивилизованному экономическому развитию страны. Чтобы бизнесмен 1 не имел преимуществ над продающим тот же товар бизнесменом 2 только потому, что бизнесмен 1 коррумпировал таможню и обходит законы, а второй бизнесмен принципиально играет по-честному.

Конечно, это непростая задача. Изменять правила, особенно устоявшиеся десятилетиями, всегда непросто. Но сейчас в правительстве Украины есть силы сознательные и прогрессивные, которые решительно настроены на проведение системных реформ в стране. Им необходима поддержка не только бизнеса, но и всего гражданского общества. Чем быстрее большинство украинских граждан изменят свое сознание и поймут, что реформы – это единственный путь к улучшению жизни в стране, тем быстрее и эффективнее будет возможность у правительства провести эти реформы.

Какой же лучший путь борьбы за детенизацию бизнеса?

На первом этапе - это принятие необходимых законов, направленных на детенизацию бизнеса и возможности для быстрого проведения реформ.

На втором – запуск реформ и поэтапные системные изменения в экономике страны.

На третьем – начало постоянной повседневной работы по дальнейшему мониторингу и усовершенствованию начатых изменений для того, чтобы сделать их необратимыми.

Но есть и худший путь – сознательное блокирование экономических реформ правительством страны, создание имитации таких реформ, дальнейшее ухудшение условий ведения бизнеса, процветание теневых схем и усиление коррупции. Но я верю, что государство пойдет не этим путём. Слишком много лет мы шли по нему и зашли не туда. Пора сворачивать на верную дорогу.