В истории Украины контроль над СМИ, как сама идея, явление далеко не новое. За последние 10 лет ВР уже не раз пыталась влиять на работу средств массовой информации. При таком подходе к вопросу о свободе слова в первую очередь страдает демократия. И это, как не крути, показательно характеризует политическую ситуацию в стране.

Популистам закон не писан?

В «лучших» традициях популизма Владимир Зеленский и «слуги» стараются подчинить себе как можно больше институтов власти. Дошло до того, что вот-вот в стране будет ограничена свобода СМИ. Общество взбудоражено указом Президента о разработке законопроекта по урегулированию деятельности медиа в Украине. Кабмину поручено предусмотреть механизмы предотвращения распространения недостоверной информации, Ее опровержения, а также запрета физическим и юридическим лицам РФ владеть или финансировать медиа в нашей стране. Планируется также усилить ответственность за нарушение законодательства об информации.

Пока нет текста законопроекта, сложно оценивать инициативу Президента Зеленского. Однозначно лишь то, что намерения относительно регулирования деятельности средств массовой информации должны обсуждаться непосредственно с журналистским сообществом. Как и следовало ожидать, реакция медийщиков на идею власти оказалась мгновенной и решительной. Национальный медиапрофсоюз призвал журналистов к всеукраинской забастовке, ведь под так называемыми добрыми намерениями борьбы с агрессивным информационным влиянием кроется циничное желание ограничить реализацию прав человека. Подобные действия являются прямым нарушением Конституции Украины, но разве для «слуг» это может быть проблемой? Им закон переписать – проще простого…

Война с информацией

В условиях информационной войны с Россией и возможного финансирования некоторых СМИ страной-агрессором определенные механизмы предотвращения путей распространения недостоверной информации необходимы.

Если рассматривать регулирование деятельности медиа в Украине с данной точки зрения, то это оправданный шаг для противодействия российской пропаганде.

Но у меня возникают сомнения в правовом аспекте влияния на медиа, учитывая тенденцию давления на новостные СМИ в последние несколько месяцев. Формулировка решений Нацсовета по вопросам ТВ о лишении лицензий телеканалов иногда действительно доходит до абсурда. А принятие данного закона позволит властям действовать очень просто и безапеляционно.

Новый закон о регулировании деятельности СМИ может стать инструментом, чтобы под предлогом борьбы с российской пропагандой закрывать неугодные для власти средства массовой информации. И речь уже не идет просто о лишении цифровой лицензии по формальному поводу, что не означает полного прекращения вещания. Тут возникает вопрос введения санкций для канала до полного его закрытия.

Следующим этапом вполне может стать норма о блокировании сайтов (интернет-СМИ) без решения суда. По ней СБУ получит право ограничить доступ к любому информационному ресурсу по решению прокурора.

Российский пример

Проблема свободы слова для современного мира продолжает оставаться актуальной. Однако решает ее каждый по-своему.

В показательно демократических Штатах практически невозможно выиграть иск против представителя журналистского ремесла. Первая поправка Конституции существенно ограничивает влияние государства на свободу высказываний. Работают над повышением медиалояльности и в странах Евросоюза. Но Украина решила пример с Запада не брать, резко развернувшись в противоположную сторону.

В действиях и планах Зеленского уже не впервые просматривается кремлевский след. За «поребриком» свободу слова душат в зародыше, стараясь всячески контролировать СМИ. Чего стоят хотя бы регулярные совещания с редакторами в высших кругах власти. Жесткая цензура в России стала неотъемлемой частью всей структуры медиа, а законодательство о клевете, оскорблении чувств верующих и т. п. распространяется в том числе и на обычных граждан.

Несложно спрогнозировать, что в случае реализации инициативы Зеленского Украина скатится в мировом рейтинге свободы слова со своего нынешнего 102 места поближе к хвосту списка. Россия, к слову, замыкает полторы сотни позиций – как и подобает авторитарному государству. Такого ли ожидал от новой власти украинский народ? На фоне недовольства ноябрьскими платежками этот номер может пройти, но незамеченным он уж точно не останется. Свежи в памяти диктаторские законы режима Януковича, аналогия с которыми сейчас видна невооруженным взглядом. Нехорошим был финал того режима, а чем закончит нынешний – крайне интересный вопрос…