С самого начала эпидемии в нашем инфополе появилась информация, что вирус изобретен то ли китайской, то ли американской лабораторией. Позднее возник израильский след, затем российский. Выступил президент соседнего государства с тайными намеками на рукотворность вируса, потом уже и у нас отдельные лидеры мнений начали требовать подать в суд на Китай, по примеру какой-то организации из США.

Я начала изучать информацию и наткнулась на очень влиятельное и авторитетное издание Nature, которое очень понятно объясняет почему вирус не является искусственным изобретением – человек не может изменять нуклеотидные различия по всей длине генома – большую часть могут, а по отдельности нет. Поэтому, скрыть создание вируса, в данный момент невозможно. Дальнейший анализ материалов показал, что о появлении вируса ученые предупреждали давно –вирусные эпидемии, например, оспа и другие, восходят к европейской и азиатской культуре приручения животных. Вирусы – это мутация и ученые могут отследить, когда эта мутация достигает состояния, при котором вирус становится опасным для человека и возникает эпидемия, которую остановит либо вакцинация, либо коллективный иммунитет. Не буду говорить о глобальной проблеме человечества – надуманные PR поводы и раздутые псевдо проблемы, которые закрывают реальные опасности, а так же обсуждать уровень угрозы от коронавируса, хочу лишь показать, прежде всего бизнесу, как формируется картина мира сегодня. 

Картину мира общества, так называемый дискурс, формируют СМИ. Есть разные уровни дискурса – политический, социальный, бизнесовый, профессиональный. В нашей стране бизнес дискурс и политический дискурс переплетены. В других странах они тоже переплетаются, но на постсоветском пространстве это очень сильная связь. 

Когда нам говорят об эпохе информации, о необходимости диджитализации, то многим кажется, что речь идет об уходе в онлайн. Нет, мы еще не в полной антиутопии, поэтому после эпидемии, мы все выйдем на улицу и офлайн жизнь еще порадуется отложенному спросу. Речь идет о новом способе войны, конкуренции и прочих видах противостояния.  

Как было раньше? Авторитарные режимы опирались на силу и примитивную пропаганду, но в основном на силу. Как это происходит сегодня? Нео авторитарные режимы (а мы живем в условиях имитации демократических ценностей – тотальная коррупция в Украине не дает нам возможность говорить о демократии. Не надо принимать свободу высказываний за демократию! Демократические институты гораздо шире, чем возможность ругать депутатов в соцсетях)  устанавливают тотальный контроль за СМИ. Почему в Украине все СМИ принадлежат олигархам? Неужели Вы думаете, что они их скупили, чтобы бесплатно рекламировать свои трубы или конфеты? Нет, они формируют реальность внутри страны.  

Конечно, интернет, особенно мобильный, вытеснил с рынка печатные СМИ и сильно снизил долю телевизионной аудитории. Но не спешите хоронить традиционный «ящик»! Во – первых уровень доверия к телевидению достаточно высокий – «это сказали по телевизору!» т.е. подсознательно мы к телевизионной информации относимся внимательнее. Во- вторых, конкуренция за глаза и уши очень обострилась, а конкурировать в интернете, сложнее, чем в телевизионной сфере – в интернете слишком много участников. Производить телевизионный продукт – это очень дорого, поэтому владельцы телеканалов начали менять подход к продукту. И на смену сериалам и бесконечным «танцам», пришли политические ток- шоу. И зритель опять потянулся к старому доброму ящику. Просто у нас принято гордо говорить: «У меня нет телевизора!». Но, как правило, он просто переехал в смартфон. 

Социальные сети, которые изначально создавались для расслабляющего контента, на постсоветском пространстве стали политическими и бизнес площадками. И здесь конкурентные войны ведутся уже без правил – хейт спич (язык ненависти) приветствуется и привлекает внимание. 

Что это значит для бизнеса? Информационное поле управляет сознанием Ваших потребителей, партнеров, персонала и так далее. Теперь не надо Вас убивать, захватывать предприятие – Вас можно уничтожить информационно. Любой дискурс срабатывает – никого не интересует правда, никто не будет докапываться. Я начала с примера про коронавирус – какая разница, что сказали ученые? Каждый формирует удобную ему картинку, назначает виновных. Социологические замеры известного российского агентства недельной давности, указывают, что значимая часть россиян считает, что коронавирус изобретен в США. 

Помимо сознательного искажения картины мира, существует еще наполнение инфополя. Бесконечные форумы, круглые столы. Мне постоянно приходят приглашения на различные бизнес – мероприятия для женщин. Зачем все эти «экспорт для женщин», «финансы для женщин»? Что есть женский или мужской экспорт? Нет, просто это все попытка «создавать повестку» - как говорили журналисты в СССР. И под это выделяются деньги из бюджета, приходят гранты и т.д. Но главное у аудитории возникает иллюзия влияния этого субъекта (человека, компании, ассоциации и т.п.) на процессы, его причастность к чему то значимому, а значит рост симпатии и доверия.

Лет пять назад за антикризисными решениями в Public Relations обращались, в основном, бизнес – монстры – это рейдерские захваты в агробизнесе, тендера в строительстве и т.д.  Сейчас в такие ситуации попадает и средний бизнес, а иногда и малый – создать негативный фон в отраслевом информационном поле не так уж сложно или дорого. Натренированных хейтеров, как платных, так и любителей, предостаточно! Особенно, если у Вас персонализированная услуга – Вы врач, юрист, деятель искусства и т.д. 

Многие известные политики сравнили коронавирус с войной, а известные политологи отметили, что это оговорки по Фрейду т.е. по сути это война нового поколения. И это не на один год, и не последний коронавирус – как нам уже объявили. Поэтому, бизнес конкуренция, тоже будет новая (в конце концов, бизнес тоже война). Надо осваивать инструменты формирования дискурса (они не только негативные) и занимать собой информационное поле. В этом суть информационной эпохи. 

#ятакдумаю